Иисус и деньги
Июль 12, 2011Считается что ранняя церковь — это церковь, описанная в Деяниях Апостолов и посланиях Павла. Это не совсем верно. Есть церковь еще более ранняя: община двенадцати о остальных последователей Иисуса, в которой пастором был сам Иисус. Евангелия дают нам прямые и косвенные ссылки о структуре той «прото-общины». Иуда Искариот был казначеем общины, три апостола (Петр, Иоанн и Иаков) были приближенными к Иисусу персонами. Практически невозможно избежать структуры и организации группы последователей в течение трехлетнего служения. Решение обычных задач наподобие организации ночлега, обеспечения порядка на больших собраниях, управления пожертвованными средствами, пропитания, обучения новообращенных — все это требует разделения ответственности и организованности. Одно из мест Нового Завета говорит что, по всей вероятности, Филипп отвечал за обеспечение продуктами и пропитанием странствующей общины. Возможно, бывший сборщик налогов Матфей мог заниматься поиском пожертвований: фанд-рейзингом, говоря современным языком. Для примера можно привести туристическую группу — без организации туристы не смогут путешествовать сообща. Иисус построил и организовал общину на основании своего авторитета, распределил обязанности и приступил к своему общественному служению. Ближайшие ученики Иисуса Христа были обязаны пожертвовать всю свою собственность на общее дело. Доказательством этому является несколько мест из Нового Завета.
Во-первых, Иерусалимская община после ухода Иисуса представляла собой коммуну, в которой «все было общее». Я сомневаюсь чтобы сразу после вознесения Христа апостолы начали экспериментировать над общиной верующих: вероятнее всего они попросту перенесли организацию, оставленную им их пастором на родившуюся после пятидесятницы новую церковь. И во-вторых апостол Петр в разговоре с Иисусом говорил что его ученики «оставили все» и последовали за Иисусом, на что Иисус отвечает что все, кто «оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». Несомненным является факт, что тот, кто не готов пожертвовать свою собственность ради Учителя, не смог бы пожертвовать за него и свою жизнь. Однако средства, полученные от последователей в общую кассу, интересовали Иисуса лишь с точки зрения эффективности проповеди и поддержки основных потребностей самих учеников и не более. Никаких излишеств в общине не наблюдалось — все посвящалось на исполнение воли Бога. Ни Иисус, ни его апостолы не стали богачами потому что Иисус строжайше запретил концентрироваться на финансовой стороне жизни. Истинное сокровище находится на небе и тот, кто служит «маммоне» не может служить Богу. С другой стороны Иисус не требовал от тех, кто не был готов пойти на столь высокую цену следования за Иисусом оставаться с ним. Он предлагал покинуть его группу не готовым к самопожертвованию ради Евангелия: спасение зависело от веры в свое богосыновство, а не от желания быть посвященным служителем. Именно своих ближайших учеников Иисус успокаивал и ободрял словами, что как птицы и цветы получают все необходимое, так и апостолы получат все необходимое для их реальных потребностей и даже гораздо больше. Несомненно, апостолов вдохновляла идея взамен своей личной и финансовой преданности получить высшие должности у нового царя: Иисуса. Однако все вышло не совсем так, как они представляли. Иешуа заставил все их деньги работать на распространение Небесного Царства на земле. В притче о неверном управителе Иисус нарисовал образ бессовестного человека, который принес благо другим людям только из желания спасти свою репутацию. Соответственно и апостолы должны были использовать все средства, чтобы принести благо окружающим и самим себе в будущем: благо, чистая совесть была одним из требований в учении Иисуса.
Коммуна в Иерусалиме долго не продержалась: начались проблемы с финансами, затем гонения. Это доказало что даже наилучшие намерения, связанные с социальной и финансовой организацией, не работают без четких и верных духовных ориентиров. Апостолы верили, что весь Израиль скоро уверует в Иисуса, забыв о предупреждениях самого Христа. Евангелие было предназначено для всего человечества, а не для одного народа, находящегося в узах своего религиозного закона. Евреи отвергают Евангелие до сего дня. Апостолы должны были вложить финансы в проповедь между язычниками. Получилось же наоборот: Павел по церквям в малой Азии собирал пожертвования среди язычников для терпящей бедствие Иерусалимской церкви. Практиковал ли Иисус в своей общине десятину? Разумеется, нет. Как уже было упомянуто ранее, его ученики отдавали все. Похоже, что десятины и прочие религиозные пожертвования, идущие неизвестно кому, совершенно не интересовали Иисуса. Небесный Отец прощал грехи даром, поэтому жертва как таковая была уже не нужна. Денежные пожертвования были нужны для поддержки проповедников и их семей. Когда сборщики налогов на храм подошли к ученикам Иисуса и потребовали от них налог на храм, Иисус повелел им заплатить только для того, чтобы не иметь лишних проблем. Правила обязательного благословения Бога в ответ на ритуальное пожертвование как таковое Иисус не подтверждал. Впрочем, и самим стремлением к материальному и финансовому процветанию Иисус явно пренебрегал. Жизнь человека, согласно его учению, была предназначена не для подобных «успехов». Была ли у Иисуса «пасторская зарплата»? Смею предположить, что поскольку все свои личные интересы Иисус отложил, то в зарплате из общей кассы он не нуждался. У него не было своей семьи, детей, он видел цель и уверенно шел к ней. Все его скромные запросы были определенно абсолютным минимумом, необходимым для эффективного служения. Что могли дать ему лишние деньги, когда все годы перед его внутренним взором стоял крест, на котором он должен был закончить свою земную жизнь? Все необходимое для сердца и души — общение, отдых, радость от труда и так далее покупается не ценой денег. Настоящий служитель вообще думает о других людях в первую очередь. Говорят, что деньги как вода. Парадоксально, однако, и земная жизнь человека скоротечна подобно воде. Иисус Христос употребил свою жизнь и свои деньги ради того, что останется после всего этого — ради человеческих душ, начинающих свое путешествие в Вечности.
Библия (Bible), Учение Иисуса Христа