Еретик
Июль 19, 2011Данное слово означает приговор. Оно означает отторжение от общины, часто оно сопряжено с возможностью быть оскорбленным или даже в худшем случае с вероятностью применения физического насилия. В общем тем, кто получил подобное прозвище можно посочувствовать. Такому человеку ставится в вину не больше и не меньше как умышленное противостояние Богу. Если углубиться в детали, то окажется что данная вражда с Богом означает несогласие с доктринальным учением какой-либо общины или церкви, которое признано верным и истинным. Если еретик создает общину, то есть группу своих последователей, то ему дается еще более ужасающая кличка: ересиарх, то есть старший еретик. Разумеется, с явными отклонениями от всякого здравого смысла, наподобие секты членовредителей (скопцов например) или сжигающих себя заживо все понятно. Сразу отложим эти тяжелые случаи в сторону. Однако как быть с разномыслиями относительно абстрактных богословских доктрин?
«Ересь» с греческого — это иное мнение или разномыслие. В Новом Завете данное слово может приобретать негативный оттенок когда переводчики оставляют его как оно есть: «Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев». В общем здесь и в других местах это слово в некотором роде означает «конфессию». По отношению к ранним христианам применялось фраза «Назорейская ересь» в иудаизме. Может это слово звучать более мягко если перевести его как «разномыслие» или «толкование»: «Ибо надлежит быть и разномыслиям (ересям) между вами, дабы открылись между вами искусные». Так пишет апостол Павел церкви в Коринфе, наполненной богословскими спорами. Итак все в определении еретичнности или каноничности зависит от принадлежности к конфессии. Если разногласие в учении не является слишком большим, то верующие проявляют терпимость и называют это разномыслием. Если же иное понимание переходит некоторую черту, оно становится ересью. Тенденцией в последнее время стало размывание границ между конфессиями. То есть если вчера нечто называвши еретическим учением, то сегодня уже это можно называть разномыслием. К примеру во времена религиозных войн в Европе эпохи Реформации всякий протестант являлся для католиков еретиком. И наоборот, соответственно. Сегодня экуменизм католической церкви поражает воображение своей веротерпимостью. Протестанты уже не являются для них еретиками и врагами Бога: о них католики выражаются уже более мягко.
Как ни странно, слово «ересь» было в большой моде не во времена ранней церкви, ни тем более во времена земной жизни самого Иисуса Христа. Оно было в моде у политиков и военных в средневековье, когда вопрос религии был вопросом власти. Обвинение в ереси было идеальным предлогом для убийства и овладения землей и имуществом. Наверное современный Ислам проходит аналогичную стадию в наше время. Иисус практически не уделял внимания факту «отступничества» от «канонического» учения. Похоже он наперед знал о неизбежности «конфессиональной возни» в среде своих последователей. Учение Иисуса не содержит догм как таковых. Стержень учения Иисуса состоит в том что Бог постоянно участвует в жизни всех людей, стремясь дать им вечную жизнь, и задача человека — поверить в это и создать в себе симбиоз Божественного духа со своим сознанием. Все правила жизни вытекают из подчинения Богу — а они у каждого могут быть разными. Теология Иисуса минимальна по объему и максимально «тяжеловесна». Она настолько проста, что религиозные фанатики ее даже не замечают. Для формализованной религии важны детали: Дух Святой исходит только от Отца или еще и от Сына? Крещение должно совершаться в детстве или в зрелом возрасте? Причастие — это церковное таинство или простое напоминание об Иисусе?
Доказательством того, что евангелие Иисуса пришло от Бога состоит в том, что на его основе расцвело бесконечное множество «ересей» или толкований, которые до сих пор имеют внутреннюю силу менять жизни благодаря первоисточнику. Все христианство в целом — это своего рода «ересь», многоголосая попытка толкования Евангелия Иисуса Христа. Удивительно, что большинство здравомыслящих христиан понимает, что обладание всей полнотой истины невозможно. Один священник приводил мне пример, что истина подобна слону, а христиане подобны слепцам, пытающимся на ощупь определить что такое слон. Один, держащийся за ногу слона кричит что слон — это нечто столбо-образное. Второй, щупающий ухо, говорит что слон — это нечто плоское и гибкое. Ну и так далее. Однако несмотря на понимание этого факта непознаваемости полной истины, все христиане все равно поддерживают исключительно свои конфессии и не могут принять инакомыслящих из других конфессий. Исходя из этой логики каждый христианин — еретик для представителя другой конфессии. Все мы — еретики. Все до одного. И если вложить в это слово негативный смысл, то все мы — враги Бога. А если не вкладывать, то все мы нужны друг другу для того, чтобы вместе служить тому Евангелию, которое принес на Землю Иисус.
Несомненно, чтобы всем христианам обрести давно утерянное единство, необходимо распрощаться со своими многими догмами. Никакая революция не в состоянии заставить верующих вдруг сделать подобное. Есть одно средство — разочарование, которое подобно ржавчине разъедает все то, что не является вечным по природе. Время — врач христианства. Поколения пройдут прежде чем люди поймут, что евангелие и религия — разные вещи. Религия в любой форме — это лишь контейнер или ящик, который содержит истину. И представители разных конфессий, воюющие друг с другом, спорят о том, в каком ящике хранить настоящее лекарство. Я убежден что со временем эти споры утихнут: все ящики сгниют и развалятся. Все до одного. Разочарование, подобное облаку навозных жуков, превратит все конфессии в ненужный хлам. И в какой-то момент люди поймут что самое главное в их духовной жизни и смогут принять друг друга. Я верю, что когда-нибудь слово «еретик» будет вызывать у христиан добрую улыбку.