Талант от Бога
Июнь 30, 2011«Петька! От Бога у тебя дар, ты понимаешь? Как начинаешь ты петь, все рыдают и плачут, голос твой душу наизнанку выворачивает! А ты, окаянный, пропиваешь свой талант-то! Что же ты, окаянный, творишь то?» — причитала молоденькая сестричка деревенского певца, еле стоящего на ногах и упершегося руками в забор. Он медленно поднял голову, так же медленно закрыл и открыл глаза и, криво улыбнувшись, ответил: «талант не пропьешь, Манька».
Примерно такая картина может возникнуть в сознании, когда слышишь выражение «закапывать талант в землю». Человек, обладая выдающимися способностями от природы, не хочет развивать их и занимается совершенно другим. Со временем данная уникальная способность может исчезнуть. Выражение о талантах взято из учения Иисуса Христа, а точнее из одной из его притч. Слова Иисуса и при его жизни поражали своей глубиной и таинственностью, и многие из них продолжили свою жизнь в лексиконе человечества. Однако при всем своем сходстве таланты, о которых говорил Иисус, не имеют ничего (или почти ничего) общего с приведенным выше примером о певческом таланте. Причина проста: за неумение вложить в дело вверенный человеку Божий талант человек сурово наказывается и может даже потерять вечную жизнь. Это сказано в той самой притче из Библии. За что Богу наказывать несчастного деревенского алкоголика, который потерял способность красиво петь заодно со смыслом своей жизни? Если речь идет о способности от природы, то человек не несет абсолютно никакой ответственности за то, что получил вне своей воли. Другое дело если человек изъявляет желание и сознательно идет на сделку. Именно это происходит в притче Иисуса Христа.
Духовная жизнь открывает свои сокровищницы перед теми, кто хочет войти в них. В притче царь, который отлучается в дальнюю страну, имеет трех слуг. Все эти трое слуг стали слугами добровольно. Почему? Потому что учение Иисуса от начала было построено на добровольном решении человека получить вечную жизнь. Более того, Иисус учил, что желающему войти в Царство Бога нужно применить усилие веры. Последователи Христа имели право отказаться от его учения и уйти, что собственно многие и делали. Итак, что же получили добровольные «слуги царя», ученики Иисуса Христа? Многие христиане считают, что полученный талант — это все та же способность, но теперь нужная для служения Богу. Например, христианин, обладающий певческими способностями теперь должен посвятить свое пение Богу в церкви. Очевидно, что петь в церкви весьма похвально и закапывать в землю данную способность не стоит. Однако Иисус не имел в виду подобные дары. Во-первых, трудно себе представить, что за нежелание или даже лень петь в церкви Бог отнимет у человека спасение. Во-вторых, в притче слуги царя были способны пускать в оборот свои таланты и получать прибыль в виде других талантов. Как можно пустить в оборот певческий талант и получить прибыль? Может быть, прибыль выразится в том, что человек сможет приобрести способность виртуозно играть на скрипке, например? Или прибыль от певческого таланта может истолковываться по-другому? В конце концов, зачем Богу отбирать подобные способности у нерадивых и отдавать их усердным людям, как происходит в конце притчи? При попытке свести все к разного рода «плотским способностям» все становится сложно и непонятно.
Очевидно, что последователи Иисуса Христа получили совсем не музыкальные способности. «Богатеть в Бога» можно только в духовном пространстве. Говоря современным языком, то богатство, которое получили апостолы, называется «информация», или, как это более часто называется в Библии, «познание истины». Сама по себе даже самая точная информация не принесет никакой пользы если не пустить ее в дело — не использовать ее для своего блага и блага окружающих. Именно использование информации приносит с собой опыт и новую информацию. Истина, воплощенная в личном опыте, открывает новые истины. Подобный лавинообразный процесс приносит с собой блага культуры, науки, нравственности и близости с Богом, поэтому это самое настоящее богатство для человечества и для Бога, который не хочет чтобы мы жили в пещерах и занимались охотой и собирательством. Именно потому что торговля и бизнес связаны с активным обменом, Иисус использовал притчу о талантах: активность в познании истины и трансформации человека под влиянием этой истины — процесс весьма активный. Застой здесь идентичен застою в бизнесе: если ничего не делать, вы покинете деловой мир.
В данной притче Иисус критикует представление о религии как о статическом и неизменном состоянии. «Вот тебе твое, я не прибавил и не убавил от того, что получил от тебя» — говорит нерадивый слуга. Это консерватизм по своей сути. Дар истины здесь законсервирован, человек не хочет меняться и совершенствоваться. Он заявляет, что знал желание царя (Бога) получать прибыль от минимальных духовных инвестиций, и ему это не нравится. Наверное, он считает, что Бог должен сделать все за человека, обеспечить ему духовный рост, наделить способностями супермена и так далее. А может быть просто не находит в себе сил шагнуть за свои рамки, противостать мнению большинства, решительно изменить свою жизнь. В любом случае такие люди превращаются в блюстителей мертвой религии, в которой на алтаре лежит духовный талант, полученный когда-то от Бога. Но время не остановишь, все меняется, великие ценности прошлого уменьшаются в цене, потому что на смену им приходят истины более высокого порядка. В конце концов, Богу более угодны ищущие и совершенствующиеся люди. Именно через них человечество осознает и принимает новые ценности. Парадоксально, что консерваторы в христианстве глубоко почитают людей и идеи, которые были в свое время далеко не консервативными. Духовный прогресс, который подарил им истину, игнорируется и даже отрицается ими. Отрицание всего нового становится их жизненным кредо. И такие люди внезапно становятся противниками Бога — начинают двигать черными фигурами на шахматной доске человеческих жизней. Вот почему Иисус говорит, что такие обладатели таланта могут быть сурово наказаны.