ПрожекторперисхилтонProjectorperishilton

Я помню телевизионную программу “Вокруг смеха” начала восьмидесятых. Юмор тех времен был более похож на искусство, точнее претендовал быть искусством. На смену ему пришла передача “Аншлаг” и затем – “Kривое зеркало” с мэтром Петросяном во главе. Евгений Петросян был человеком старой закваски, однако дерзнул разорвать связь юмора с “высоким” искусством и поставить его “на поток”. Со временем его театр людям надоел, хотя и обладал своей особенной и достаточно консервативной стилистикой. Продолжателем дела “Kривого зеркала” стал “Камеди клаб” с еще более агрессивной нацеленностью на создание коммерческого продукта. Юмор там достаточно жесткий. Иногда Камеди клаб напоминает мне “мистера Секонда” из фильма “Человек с бульвара капуцинов”. В этом коммерческом продукте абсолютно нет лирики и глубины эмоций. Отдельно существует КВН с его сочетанием командного соревнования и юмора как такового. Кстати, возможно в этом сочетании и кроется секрет долгожительства и популярности передачи.

“Прожекторперисхилтон” представляет собой продукт эволюции индустрии развлекательного российского телевидения. Он похож на КВН тем, что юмор рождается в команде из 4х человек. Он отчасти похож на Камеди клаб своей агрессивностью. И, наконец, в нем присутствует музыка достаточно высокого качества, вносящая в передачи освежающую волну эмоций. Разумеется, от программы не стоит ждать проявления искусства в серьезной форме, поскольку она поставлена “на поток”. Однако главной ценностью Прожекторперисхилтон, на мой взгляд, является ощущение дружбы, которое зачастую появляется в студии. Я уверен, что многие смотрят эту передачу из-за этой ее черты товарищеского единения. Это просто веселая беседа друзей. Возможно, всем четырем ведущим программы действительно необходимо в реальной жизни быть друзьями или относиться друг ко другу с уважением. Иван Ургант известен как достаточно бесконфликтный человек, Гарик Мартиросян производит впечатление представителя интеллигенции, а значит так же, наверное, избегает бессмысленных ссор. Александр Цекало имеет мягкий характер, это тоже вполне очевидно. Недавно видел в какой-то передаче Лолиту с ее цинизмом и вызывающим поведением и поймал себя на мысли, как далеко она находится от своего бывшего мужа. Сергей Светлаков тоже неплохой парень с пока еще не до конца раскрытым (надеюсь, светлым) потенциалом. Я вполне допускаю, что Прожекторперисхилтон действительно держится на дружбе, и присутствие ее на экране телевизоров имеет воистину целительный эффект.

Пишут ли сценаристы шутки для ведущих? Конечно пишут. Попробуйте каждую неделю выдавать искрометный юмор. Если есть выбранные заранее новости из прессы, то значит можно заранее придумать пару шуток, связанных с новостями. На их основе в процессе рождаются импровизации. Самые удачные из них остаются на пленке и попадают в эфир. Вполне логичный и естественный подход к делу. В процессе общения и попыток удачно пошутить ведущие невольно изливают свой внутренний мир. Возможно, в начале цензура на мысли и шутки была достаточно жесткой. Однако в последнее время, видимо, авторы программы уже не могут да и не хотят следить за политкорректностью на передаче. Я слышу “быстрые” и “незаметные” шутки про тандем, про внутреннюю политику, иногда достаточно злую сатиру. Это вполне объяснимо – удачные шутки рождаются прежде всего из искренних мыслей, поэтому чем дальше, тем ведущие программы будут откровеннее в поисках своего вдохновения, будут стремиться “испить чашу до дна”, так сказать. И кончится это либо тем, что они “изопьют свою творческую чашу”, либо тем, что зарвутся и их поменяют на других ведущих.

И последнее, что хочется выделить – в программе читается ориентация на западную культуру. Английский язык, музыка, фильмы, пришедшие “из-за бугра”, вызывают искреннее и неподдельное уважение у ведущих. Когда я смотрю Прожекторперисхилтон, я часто вспоминаю чью-то фразу, что в развале СССР виновата группа Битлз. Похоже, западная культура скоро одержит очередную бескровную победу над пост-совковым – уже российским, менталитетом. Надеюсь, уже окончательную.