Говорят что иногда “оговорки по Фрейду” выявляют подсознательные желания и мысли человека. Когда человек допускает подобные оговорки, он пытается скрыть, а не явить всему миру о чем он думает. При перечитывании первых глав книги Бытия у меня возникало ощущение, что местами в величественном и мистическом повествовании появляются подобные “оговорки”, которые на мгновение ставили меня в тупик. Через мгновение я закрывал свои вопросы, относя все к мистическому характеру книги Бытие. Прошли годы, налет мистики улетучился, оставив после себя лишь самую надежную и крепкую веру, которая относилась прежде всего к моему личному духовному опыту.
До сих пор помню как молодые люди с Библиями в руках в церкви растерянно спорили о том, кто же такие “сыны Божьи” из 6 главы книги Бытия, которые брали в жены дочерей человеческих по своему желанию. Мало того, после этих “браков” на земле стали рождаться “исполины”. Самое забавное здесь в том, что подобная богословская задачка неразрешима в рамках традиционного христианского (про иудаизм не знаю) богословия. Если предположить, что сыны Божьи здесь – ангелы, то Христос учил что ангелы не имеют пола. Более того, ангелы бесплотны, не имеют физических тел. Несмотря на это самое популярное толкование этого места вопреки учению Иисуса Христа – что сыны Божьи – это падшие ангелы, сошедшие на землю и вступавшие в брак или просто в сексуальные взаимоотношения с женщинами. Почему? Зачем? Потом рождались полу-ангелы? Полу-люди? Каковы были масштабы подобного “нашествия” мужчин-ангелов? Почему именно мужчин? И так далее бесконечные “почему”. Есть еще одно объяснение, кто здесь назван “сыном Божьим”. Объяснение это более логично и естественно вписывается в библейский сюжет, однако на деле оно требует отказаться от одной из теологических аксиом.
Обычно предполагают, что сыновья и дочери Адама и Евы вступали в брак друг с другом. Действительно, по приблизительным рассчетам если Ева рожала бы раз в девять месяцев в течение, скажем 950 лет (время жизни Адама), то приблизительно каждые 16 лет создавалась бы новая семья, количество людей возрастало бы по экспоненте. Предположим, что половое созревание имело место в 13-16 лет как сейчас, и что ребенок вынашивался в течение 9 месяцев как и сейчас. Ева в этом случае была бы “детородной машиной”. Теоретически все правильно, пока мы не начинаем читать 5 главу Бытия. Там написано, что третьего сына Сифа (замену Авеля) Ева родила когда Адаму было… 800 лет. Предположим Каин родился… ну когда… ну через год после изгнания из Райского Сада. Затем через некоторое время – Авель. Почему же между ними и Сифом – срок в несколько столетий? Где же другие сыновья? Они абсолютно необходимы для увеличения числа людей! Почему сам Сиф родил первого сына в 105 лет?!? Это слишком медленно! Да, написано что Адам “родил сынов и дочерей”. Трое его сыновей упомянуты. Где остальные? Хотя бы упоминание? Неужели сын, рожденный после Сифа недостоин упоминания? Или же все-таки, как и написано, Адам родил только троих сыновей и неизвестное количество дочерей?
Вернемся к истории с Каином. Братоубийца “уходит от лица Господня” в землю Нод на востоке от Едема. Он жалуется, что “всякий”, кто встретит его “на дороге” убьет его. Кто его мог убить? Его брат Сиф родится еще не скоро. Его сестры? Или сам Адам? Каин получает “знамение” – очень похожее на родовой тотем, в древности знак принадлежности к племени. Увидев человека без тотема дикари понимали, что никто не встанет на его защиту и обычно убивали. Может быть у Каина не было тотема? И вот как только он получает вожделенный племенной знак, он смело мог заявить: если убьете меня, мое племя придет и убьет семь человек в отместку. Теперь не так страшно ходить по дорогам! Однако все это может быть верно только при одном условии – если вокруг Адама и его семьи уже жили люди. Каин “познает” свою жену: у него рождается Енох. Он строит город. Кто там живет? Наверное, только Каин и его сетра-жена. Кто из неупомянутых сыновей и дочерей Адама мог дерзнуть уйти от Адама и Евы и последовать за братоубийцей? Однако мы читаем, что именно город Енох становится чуть ли не центром цивилизации. Летописец бережно перечисляет других потомков Каина: Ирад, Мехиаэль, Мафусал, Ламех. Наверное, были выдающимися людьми, не так ли? В городе Енох жило много людей. Ламех хвастается мощью своего племени!
И вот тут первые стихи шестой главы можно рассматривать не как мистическое дополнение, а просто комментарий к предыдущим главам. Сыны Божьи – это не слишком многочисленные дети и потомки Адама, которые живут среди людей и берут в жены понравившихся им женщин. И по сравнению с окружающими народами их дети отличались ростом, умом и силой. Их называют “издревле славными людьми”. В рамках данного предположения Адам и Ева не были первыми людьми на земле, он были, наверное, первыми “людьми с неба”, которые сперва жили в Едемском саду, а затем смешались с окружающими народами. И летопись книги Бытия несколько раз “проговаривается” о событиях, которые не объяснимы на первый взгляд. Много веков прошло с тех пор. Много тайн осталось во глубине веков. Я не думаю что теории насчет того, что именно произошло с Адамом и Евой имеют первостепенное значение сейчас. Однако, все же неимоверно интересно знать, что же именно произошло тогда на самом деле.