Психические расстройства и Библия
Май 9, 2012 Edit PostТех, кто думает, что Библия дает ответы на все вопросы, ожидает разочарование. Собственно это признает большинство христиан: если писать обо всем, то и «самому миру не вместить написанных книг», как говорится. С течением времени христиане начинают расставаться с самоуверенностью: мир вокруг нас слишком бильшой, он не может «уместиться» в одну книгу. Вполне логично предположить, что Библия пытается донести до нас не научные данные, а самое главное для человека: способ обретения вечной жизни для человеческой души. В Библии нет описания психических расстройств по той причине, что Библейские авторы даже не знали о том, что психические расстройства существуют.
Те, кто верят в то, что Библия — авторитетный источник в вопросе душевных расстройств, обладают упрощенным пониманием этого вопроса. Для них любое психическое расстройство связано с действием либо дьявола, либо нечистого духа, либо греха и нечистоты. Современная наука говорит что психическое расстройство может быть вызвано вполне обыденными факторами: например травмой, сильным стрессом, генетической наследственностью. Многие люди, страдающие психическими расстройствами являются грешниками не большими, чем те, которые болеют, например, расстройством желудка. Возможно, трудно сразу признать, что наука иногда более права, чем Библия. В частности, в вопросе психических расстройств. Многие же подвержены впадению в крайности: как только приходит осознание, что медицина лучше справляется с проблемой, чем Библия, то дело может дойти и до потери веры в Бога. Нет чтобы великодушно извинить непросвещенных библейских авторов!
Сейчас мы можем лишь догадываться что за болезнь стояла за тем или иным библейским повествованием. Например, написано, что Иисус исцелил тещу Петра от горячки. Повышение температуры тела может быть вызвано многими причинами. Это может быть простуда, инфекция, действие микробов, психосоматические причины, стресс и так далее. Авторы Евангелий ограничились лишь упоминанием «горячки», однако основная причина болезни той женщины, осталась неназванной. Судя по описаниям, пару-другую описанных в Библии расстройств можно попытаться отнести к психическим заболеваниям или отклонениям. Для этого придется хотя бы на время проигнорировать указания на «духа немощи», «сатану» или «нечистых духов».
Первый случай болезни, похожей на психическое отклонение, мы находим в Ветхом Завете. Царь Навуходоносор «был отлучен от людей», ел траву, мылся под дождем и так далее. Со временем он пришел в себя и вернулся к «исполнению царских обязанностей». Вероятно, лишь царский титул спас его от обвинения в одержимости. Текст говорит что помутнение царского разума произошло по воле Бога. В отношении царя Саула и его расстройства было сказано тоже достаточно мягко: «злой дух от Бога» удручал его, заставляя «бесноваться» в своем доме. Это тоже похоже на кратковременное помутнение рассудка, при котором Саул мог убить рядом находившихся людей. Еще до того как он стал царем, писания упоминают что Саул «был во пророках»: то есть, выражаясь современным языком, неадекватно вел себя под действием «высших сил». Возможно, в наше время при таком поведении бы вызвали полицию и скорую помощь. В древности же «юродивые» часто почитались святыми.
В Новом Завете можно упомянуть несколько случаев, похожих на психические заболевания. Например, скрученная женщина, исцеленная в синагоге. Вряд ли артрит или радикулит может согнуть человека на 18 лет. Может быть это было защемление мышечного нерва после травмы? Или следствие психического напряжения. Отклонения в психике иногда приводят к зажатости или блокированию групп мышц. Мальчик, исцеленный Иисусом, судя по описанию, от эпилепсии. Эпилепсия связана с «поломкой» нейронной системы головного мозга. Для древних это казалось действием дьявольских сил. Сейчас это достаточно хорошо изученная болезнь, в которой вряд ли присутствуют сверхъестественные силы. По этой причине люди, знакомые с медициной и спецификой психических расстройств, с непониманием и даже с отвращением смотрят на попытки некоторых рьяных христиан объявить психические болезни действием нечистых духов или следствием греха. Психические болезни для современного человека — это несовершенства природы, и для для лечения психических больных не нужен обряд экзорцизма. Достаточно иногда дать таблетку, стабилизирующую работу головного мозга.
Удар ли это по Библейскому авторитету? Да, если считать Библию «воплощенным словом Божьим», чуть ли не самим Иисусом Христом, раз и навсегда данным человечеству как ответ на все вопросы. В области науки человечество открыло гораздо больше нежели написано в Библии. Библия вовсе не призвана заменять науку. В вопросах здоровья человеческого тела более разумно доверять современной медицине, чем Библии. В вопросах же духовности надо доверять Библии, а не ученым, иногда сующим свой нос не в свое дело. Еще двести лет назад ученые лечили все болезни кровопусканием, а сегодня уже «знают», что Бога нет!
Причиной психических заболеваний (как и всех остальных), умеренными богословами, как правило, признается грехопадение, то есть проклятие вследствие грехопадения в согласии с учением апостола Павла. Иными словами, психическое расстройство того же христианина объясняется грехами его предков вплоть до самого Адама. Однажды Иисус и апостолы увидели слепого от рождения человека. Иисуса спросили «кто согрешил — он или родители его», что он родился слепым. Иисус ответил что «не согрешил ни он, ни его родители». Логично предположить, что врожденные болезни всех остальных людей так же не связаны ни с чьими грехами. Вероятнее всего, что наш мир изначально не предполагался абсолютно совершенным. Наш мир — более или менее гармоничное творение для благополучной жизни большинства телесных созданий. В его конструкции могут быть изъяны, которые и приводят к врожденным болезням. Несовершенство природы действительно истинная причина многих болезней, в том числе и психических расстройств! Материальный мир не может быть совершенным по определению.
Если кто-нибудь захочет предъявить претензии Богу за несовершенство природы, то надо вспомнить, что временное жилище никто из людей абсолютно совершенным не строит. Временное жилище предназначено для небольшого промежутка времени и для удовлетворения необходимых повседневных нужд. Человек живет на земле не более ста лет и идет в более совершенный мир, который, как я думаю, отличается от нашего мира как «небо от земли». Там не будет несовершенств, присущих нашему теперешнему материальному миру. Я уверен, что Бог даст большую «скидку» тем несчастным, которые перенесли болезни не по своей вине: у них будет больше «привилегий», чем у безответственных здоровых людей, произвльно протранжиривших свое телесное здоровье. Наверное, это единственное реальное утешение для людей с неизлечимыми отклонениями психики. Вне зависимости от «поломок» нервной системы, психики или всего тела, душа человека имеет право на дальнейшее существование.
Библия (Bible), Жизнь Духа (Spiritual Life), Общество, Проблема