Ветхий Завет и Евангелие
Июнь 24, 2011С Ветхим Заветом связана двойственная ситуация. С одной стороны, согласно посланию к Евреям, данный завет устарел и дает нам лишь прообразы, то есть духовные знаки, которые лишь указывают на истину и пророчества. С другой стороны, христиане признают Ветхий Завет богодухновенным писанием, непогрешимым и безошибочным даже в деталях. Противоречие состоит в том, что всякая древняя аллегория или прообраз — ограничен и не может собственно претендовать на полноту и всеохватность. Итак, либо Ветхий Завет — полный и всеохватный, своего рода древний «прародитель» Нового Завета, либо же он принципиально отличается от Нового Завета, а точнее от евангелия Иисуса Христа, и не может претендовать на стопроцентную совместимость с учением Иисуса. Тот факт, что авторы Нового Завета огромное количество раз цитируют места из Ветхого Завета может свидетельствовать как о правоте версии «указующей образности» так и о правоте «безукоризненности» Ветхого Завета. Двойственность данной ситуации часто ставит христиан перед дилеммами, неразрешимыми с точки зрения «линейной», стандартной логики. Например, обладает ли еврейский народ расовым превосходством над остальными народами? Как оправдать религиозные войны в Библии? Как понимать заповедь о буквальном соблюдении субботы? Разумеется, в христианстве на все эти вопросы уже даны различные богословские ответы, однако общая картина понимания единства Нового и Ветхого заветов все так же остается неопределенной. Доказательством этому является широкий спектр конфессиональных разномыслий.
Еще более значимым фактом является абсолютное несогласие между иудйским и христианским толкованиями Ветхого Завета. Уже много веков иудеи напрочь отвергают христианское понимание Ветхого Завета, называя его искаженным. Разумеется, в ответ христиане прибегают к аналогичному тезису в отношении иудейского толкования Ветхого Завета. В итоге иудаизм и христианство до сих пор не могут найти ни единой (!!!) точки соприкосновения: настолько разными они являются по своей сути. Возможно что данную «диалектическую» ситуацию, когда христиане, отрицая иудаизм, одновременно принимают его носителей как «народ божий» вызван ожиданиями первых христиан, которые на заре христианства верили в единство последователей Христа и иудеев, ожидая их скорого воссоединения. К сожалению, время показало, что это были утопические ожидания. В свое время иудаизм дал христианству «разводное письмо» и они развелись окончательно и, похоже, бесповоротно. На мой взгляд, история взаимоотношений иудаизма и христианства доказывает, что между Ветхим и Новым Заветом нет логического «моста», гарантирующего спокойный переход верующего из иудаизма в христианство. Несмотря на великую заповедь любви к Богу и ближнему, которую цитировал Иисус, общая логика Танаха не приведет читателя к заключению, что человек оправдывается перед Богом верой независимо от дел закона. Не сможет она вести к мысли что Бог — это любящий Отец всего человечества и что всех Он любит одинаково. Об этом говорят отдельные отрывки Ветхого Завета, систематическое же иудейское богословие старого Завета гасит все эти отдельные огни истины. Для перехода приверженца Ветхого Завета в пространство Нового необходимо кардинальное переосмысление, которое стоит назвать полным перерождением. Для каждого иудея, переходившего в христианство стоял и будет стоять вопрос отречения от учения Ветхого Завета. Не жертва оправдывает человека перед Богом, не верность букве закона, не еврейская кровь, не святость предания. Для подобного перехода необходима широта мышления и большая смелость: евреи до сих пор остаются народом с очень тесными родственными связями, впрочем, как и остальные ближневосточные народы.
Христианство же в наследство от иудаизма в виде Ветхого Завета получило интеллектуальные ребусы и головоломки, что, несомненно, отвлекает от простоты Евангелия Иисуса Христа. Вместо того чтобы сконцентрироваться на проповеди Евангелия пришествия Царства Божьего и оправдания верой, христиане заняты спорами с современной наукой сколько лет Земле и человечеству. Христианство до сих пор очаровано верой в тайны священных книг и игнорирует факт что их учитель Иисус Христос не оставил после себя ни одной книги или даже хоть одной собственноручной записи своего учения: это сделали за него его ученики. Многие замечают, что современное христианство начинает терять силу в обществе давно уже христианизированных стран. Это неудивительно. Много веков назад ее старший брат иудаизм так же постепенно потерял жизненную силу. Причиной этого была уверенность в завершенности откровения и в неизменности формы религиозного сознания. На деле оказалось, что Ветхий Завет был лишь ступенью на пути познания истины. Наверное, это самый яркий образ, который мы имеем благодаря наличию Ветхого Завета.
Библия (Bible)