Много веков прошло с того времени, как Иисус Христос жил на земле. Люди подзабыли Евангелие Царства Божьего, которому учил Иисус. Евангелие Иисуса Христа, как оно понимается в настоящее время – это радостная (возможно, данное слово можно было бы поставить в кавычки из-за страданий) весть о том, что за грехи человечества принесена искупительная жертва. Что Бог отныне не гневается на человека. Это все замечательно, за исключением одной детали, маленького “но”. Эта деталь заключается в том, что Иисус в четырех повествованиях (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) никогда не упоминал о каком-то значении своего распятия. Он провозглашал “Евангелие Царства Божьего”, как написано в повествовании евангелиста Марка. Учение о значении распятия изложено в учении апостолов. Говорят, что идея искупления была открыта нам уже после смерти и воскресения Иисуса Христа. Однако, (я уверен мало кто будет с этим спорить), нам надо отнестись к Евангелию Царства Божьего с не меньшим уважением, чем к более поздним откровениям и учению апостолов.
Что представляет из себя евангелие Царства Божьего? Само понятие Царства Божьего имеет двойственное значение. В “классическом” еврейском представлении царство Бога – установление единовластного правления Бога над всей Землей. Это произойдет в “конце времен”. Собственно, данное понимание царства присуще и христианству. Большинство христиан, подобно иудеям во времена Христа, “с нетерпением” ждут апокалипсиса, или конца света, после которого, раньше или позже, придет Царство Небесное. Вместе с этим достаточно известным фактом является и другое понимание термина “царство Божье”: невидимое владычество Бога внутри верующих людей. Власть над сердцами, другими словами. Именно по причине того, что данное понимание царства весьма похоже на “присутствие” Бога, при котором человек все равно сохраняет свободу воли и греха, оно не слишком популярно и не часто вспоминается. Ну что это за царство? Вот, если бы Бог установил резиденцию в Иерусалиме, и командовал оттуда – вот это было бы настоящим царством. Иными словами, царство в человеческом сознании неразрывно с понятием глобальной власти. Подобная власть обычно связывается с политической и военной мощью. Когда тысячи солдат маршируют по площадям. Когда сотни боевых кораблей выходят в поход. Ну и так далее. Поэтому христианскому богословие отдалило царство Божье в будущее. На того же, кто рискнет утверждать, что царство Божье уже наступило, будут смотреть искоса. “Как это у него может повернуться язык утверждать что царство небесное уже наступило?!? Сколько зла и греха вокруг!”.
Раздвоенность в толковании Царства рождает логическое противоречие: что же на самом деле есть Царство Божье? Либо оно оно наступило, либо нет. Данное противоречие решается большинством, как уже было сказано, в пользу того, что Царство Божье еще не наступило. На первый взгляд учение Иисуса о Царстве Божьем, пришедшем на землю, значит что “Бог поселяется в сердцах уверовавших в Иисуса”. Представим общее число не уверовавших или просто не знающих об Иисусе. Затем отнимем от числа “уверовавших в Иисуса” виртуальное число всех предполагаемых еретиков, сектантов и “заблуждающихся”. Получится “святой остаток”, практически незаметный на фоне человеческой цивилизации. Это ли “пришедшее в силе” Царство Божие проповедовал Иисус? Для меня очевидно, что нет. Понимание Царства как “поселения Бога в сердце уверовавшего” – верное, однако не полное понимание термина.
Подсказкой могут стать притчи Иисуса – чему подобно Царство Небесное? Оно подобно семени, брошенному в землю, со временем вырастающим в огромное дерево. Оно подобно тому, как бросить дрожжи в тесто: тесто начинает расширяться. Такое впечатление, что Иисус хотел сказать, что этот процесс не зависит от человеческих усилий – он сродни природным законам. Я уверен, что распространение Царства действительно не зависит от усилий различного рода проповедников “канонического учения”. Возможно даже, оно распространяется вопреки их усилиям. Наконец, распространение власти Бога над человечеством может не быть напрямую связано с “классической” верой в Иисуса или в его искупительную жертву. Во время жизни Иисуса происходило много исцелений от болезней. Можно допустить что далеко не все исцеленные обладали абсолютно правильной верой в Иисуса. Однако власть Бога распространялась и на них. Она распространялась даже на тех, кто не видел Иисуса или не слышал ни единого слова из его учений. Что же такое Царство Божье?
Вероятно, оно представляет собой некий продолжительный процесс трансформации человеческой сущности посредством сверхматериальных (духовных) сил. Постепенно, от поколения к поколению, меняется в лучшую сторону умственный настрой, моральные ценности, мировоззрение, поведение людей. Всех бех исключения, кто хотя бы частично в состоянии верить, думать и идти к цели. И производят это некие невидимые духовные силы, представителем которых был Иисус Христос. В конце концов, человеческая цивилизация – его творение, поэтому он и меняет ее. С этой точки зрения понятно сравнение Царства с закваской в тесте: тесто, то есть человечество, меняется изнутри. Царство не может быть авторитарным, военным или политическим. Все это – неэффективные методы управления цивилизацией. Поэтому Иисус и говорил что Царство Божье не придет видимым образом. Действительно тотальная по природе власть Бога – невидима и чрезвычайно эффективна. Идея Царства Божьего чрезвычайно схожа с идеей прогресса: развития от простого к сложному, от несовершенного к совершенному. От людей с каменными топорами в пещерах к людям с компьютерами в космическом пространстве. Только источник прогресса – действие Божественного духа. Иисус Христос пришел возвестить пришествие эпохи, когда Святой Дух (как его называют христиане) возведет человечество на небывалые высоты развития. Что, собственно, и произошло за последние 2 тысячи лет. Я убежден, что, например, по сравнению с жизнью во времена Александра Македонского или во время европейского средневековья, жизнь современного человека лучше во всех отношениях.
Проблемой номер один здесь может стать мысль, что действие Бога и Его Царства распространяется на всех без исключения – даже на верующих “не как надо”. Даже на атеистов. Или агностиков (людей которые не знают, есть ли Бог или Его нету). Принято считать что Бог держится от таковых на расстоянии. Не секрет, что есть атеисты, которые превосходят по моральным достоинствам христиан (например, в милосердии к инакомыслящим). Я верю в то, что их достоинства, будь то унаследованные, будь то приобретенные – следствие того факта, что Бог не ограничивает созидательное действие Духа. У Бога нет любимчиков. Царство Божье на земле открыто всем, даже тем, которые уверены что Бога нет. Выражаясь другими словами, каждый человек – дитя Бога, хочет он этого или нет. Вопрос в другом – захочет ли человек осознать себя и остаться сыном Бога, или нет.
Согласно одной из притч Иисуса, царь пригласил к себе на пир всех – и хороших, и плохих. Когда же царь вошел в зал и увидел человека, который презирал этот праздник (был одет не в праздничные одежды, которые в древности на пирах часто давали бесплатно), он разгневался и приказал изгнать нечестивца, который пришел на пир, ел и пил со всеми, однако не ценил заботу царя. Евангелие Царства Божьего состоит в том, что все мы – участники пира под названием жизнь. Все мы приглашены, все до единого человека – дети Бога. Все так или иначе пользуются благами Царства Бога, невидимо направляющего человечество по пути жизни. Однако есть и те, кому это все не нужно. Кто может плюнуть в лицо любому ангелу, когда он предложит им вечную жизнь. Слава Богу, таких людей не много. По идее, верующие во Христа, члены христианских церквей должны были бы быть в авангарде человечества, являть свет для заблудших. Однако нет, до сих пор большинство христиан не осознают себя частью цивилизации, считают избранными исключительно себя и думают не об активной творческой жизни, а о личном спасении “от гнева” Бога, который на самом деле не такой гневливый, каковым Его представляют. Возможно, пришло время сфокусировать внимание на Евангелии Царства Божьего, как его объяснял Иисус. Это определенно будет шагом в верном направлении.