Перечитывая евангельские повествования в канун Рождества и пытаясь найти нечто, что еще не было сказано на этот праздник, я вдруг обратил внимание на один текст. В Евангелии от Матфея есть место, где Иосиф хочет расстаться с Марией. И вот он видит сон, где ангел говорит ему такие слова: “Иосиф! … Не бойся принять Марию, жену твою”. Все мы знаем, как мы можем быть настойчивы или агрессивны когда дело касается наших интересов, когда надо добиться решения каких-то важных для нас проблем. Воплощение Иисуса Христа, надо полагать, было достаточно важным событием. Так почему же ангел, явившийся Иосифу во сне, так деликатно выражается? Было бы понятней, если бы прозвучали следующие слова: “Ты обязан принять Марию”. Или вот так: “Иосиф! Только попробуй не принять Марию!”. Судя по тексту, Иосиф раздумывает, колеблется и не уверен какое решение принять. И вместо того, чтобы обязать его исполнить Божественную волю, ангел помогает ему принять решение, сделать осознанный выбор! Не поставлена ли на карту судьба человечества? А если бы Иосиф решил оставить Марию? Не слишком ли неудачный момент для ангельских советов? Не является ли эта история примером “неэффективного менеджмента”? Нет, менеджмент в данном случае эффективен.
Дело в том, что осознанный выбор человека, акт его свободной воли гарантирует исполнение – например, договора – гораздо лучше, чем принуждение. Приняв решение, человек осознает исполняемое как часть самого себя – это становится частью его личности и жизни. Если заставить, принудить зрелого человека делать что-либо, есть очень большая вероятность того, что со временем он откажется от того, что ему навязали. Секрет успеха в деле – искреннее и твердое желание достичь успеха. Поэтому ангел помогал Иосифу принять решение, а не принуждал его. Все люди, которые упоминаются в Библии как участники Рождества Христова, хотели и искренне желали быть участниками этого таинства. Праведные Захария и Елисавета хотели иметь праведного отпрыска, Мария и Иосиф не отвергли волю Бога, хотя могли. Глупо заставлять женщину растить ребенка, которого она не хочет иметь. Растить Мессию – это величайшая ответственность. Не всякая женщина сможет взять на себя подобную ответственность. Мария, судя по всему, хотела этого и была к этому готова. Поэтому и была избрана.
Многие люди искренне не понимают, почему Бог так “деликатен”, как в истории с Иосифом, почему он позволяет действовать злым людям и не спешит спасать хороших, почему Он ищет «доброй воли». Многие неверующие думают, что если бы Бог существовал, то Он железной рукой навел бы на земле порядок. Эти люди еще не доросли до понимания важной истины: всем до единого человека Бог даровал привилегию быть свободной личностью, которая в праве сама решать как распорядиться своей жизнью. Свобода самостоятельного выбора есть высший божественный дар каждому человеку и это первый пункт в “Божественной конституции”, если можно так выразиться. Как я понимаю, этот пункт не будет отменен никогда: он существует вечно.
Дар свободы выбора ведет человека к одному из двух направлений. Один – это путь света и вечной жизни. Второй – к тьме, пороку и исчезновению. В моем понимании ни один из людей не окажется на этих двух путях не по своей воле. Судьба человека будет результатом его выбора. Мы проводим на земле несколько десятков лет, и многие наши дни наполнены неопределенностью, рутиной, вялотекущими событиями. Мы имеем это время чтобы сформировать наш осознанный выбор. До тех пор, пока человек не созрел, он говорит: “я не хочу этого или того”. Он формирует свое отношение. И в один момент, когда человек наконец во всеуслышание заявляет “я хочу только этого”, он достиг зрелости.
Евангелие Иисуса Христа, как оно звучало из его уст, хорошо понимается именно в соединении с правилом свободного выбора человека. Иисус учил о том, что на землю пришло Царство Небесное, и что желающие могут войти в него. На каком основании человек может войти в Царство Небесное? Основание одно: право человека на свободный выбор. Любой человек, сделавший осознанный выбор, может начать уже здесь на земле жить по законам Божественных миров, где царствует вечная любовь (с помощью Божественного духа, конечно). Однако осознанный выбор означает вполне конкретные поступки и реальные плоды повиновения: “не всякий, говорящий мне Господи, Господи, войдет в Царство небесное, но исполняющий волю отца моего небесного”. В этом отличие человека, который хочет переселиться в Божественные миры на 35% от человека, который хочет там оказаться на все 100%. Зрелая личность, принявшая решение, будет верна своему решению и делать все возможное, чтобы достичь цели. Не принявший окончательного и бесповоротного решения человек не будет прилагать все усилия.
Множество притч Иисуса о царстве небесном рассказывают о постепенном формировании осознанного выбора. Действительно, нам всем нужно время, чтобы определиться: “царство небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем”. “царство подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все”. “Царство подобно сокровищу, скрытому на поле”. “Царство подобно купцу, ищущему хороших жемчужин”. Все эти притчи можно толковать как указания на формировании решения и итоге сделанного решения. Приняв решение, человек делает его день ото дня сильнее, как дерево, и отбрасывает все, что только можно ради достижения своей цели. В конечном итоге высшее желание верующего, самый важный его выбор говорит о нем больше, чем его вероисповедание. Чтобы по-настоящему разобраться в человеке, не важно во что он верит – важно чего он хочет. Если вы спросите во что человек верит, в ответ вы услышите стандартный набор догм и заезженных формулировок, которые обычно мало что значат. Спросите чего он больше всего хочет: вы сразу все поймете. Главные желания человека являются выражениями его веры.
Время играет важную роль в формировании наших решений. В жизни возможны ситуации когда мы меняем наши решения: зачастую до диаметрально противоположных. Притча о блудном сыне – это притча о том, как человек, пользуясь свободой выбора, вначале отошел от пути жизни, а затем вернулся на него. Рассказы о предательстве Иуды Искариота или о восстании одного из ангелов света – это рассказы о сознательном выборе пути тьмы и смерти.
Притча о блудном сыне – рассказ о свободе воли. Неразумный сын сделал свой свободный выбор – вначале, когда захотел получить свою часть наследства и когда захотел жить отдельно от своей семьи. Затем он решил что поступил неправильно и недостойно и вернулся к своему отцу. Многие люди в реальной жизни оставили бы блудного сына вообще без всякого наследства или бы пригрозили полным отречением в случае отъезда в “дальнюю сторону”. Однако отец, в лице которого Иисус подразумевает Бога, мудро и дальновидно позволяет сыну сделать этот шаг. И делает он это с одной целью: добиться того, чтобы сын вернулся к нему так же добровольно, как и покинул его. Как говорится “насильно мил не будешь”. Большая проблема в понимании свободы воли человека возникает когда человек употребляет свою свободу во вред остальным. Как Бог может допускать это? Не обязан ли он ограничить свободу преступников? Причин несколько. Главная из них – в случае сверхъестественного ограничения свободы человек перестает быть человеком – его можно будет считать роботом или высшим животным. Какой смысл давать вечную жизнь роботу? Вторая причина – как видно из притчи о блудном сыне, неправильный выбор часто сменяется правильным. Третья причина – когда преступник наказан, со временем зло, принесенное им может осмысливаться людьми и люди учатся отвергать зло, избегать его, предотвращать его. И наконец, четвертая причина в том, что в духовном мире Бог устраняет все последствия злых деяний, содеянных на земле. Свобода воли подобна деньгам, стартовому капиталу, дарованному почти каждому человеку. И на эти деньги человек волен приобрести все, что он захочет. Однако в итоге, сколько бы человек не тратил этот капитал, главной покупкой даже за последнюю оставшуюся копейку будет билет «в один конец». Билет либо в мир вечной жизни, либо в мир небытия.