Всякая ли власть от Бога
Апрель 30, 2012 Edit PostМного лет назад, когда я только начинал учебу в Христианском Университете, один из выпускников разоткровенничался со мной. Он сказал примерно следующее: «ты будешь учиться, анализировать Библию и решишь однажды что очень умный. И если когда-то ты позволишь сказать себе, например, следующее: «Апостол Павел был здесь неправ», то у тебя начнутся проблемы». Вероятно, он имел в виду кризис веры. Прошли годы. Сегодня я убежден, что далеко не всякая власть — от Бога. «Служители власти» далеко не всегда носили (и носят) меч для наказания преступников и искоренения зла. Объясняется это просто — люди у власти — это такие же люди, не более того. Возможно, Павел хотел сказать, что институт власти как таковой — от Бога, потому что без него общество погрузится во мрак анархии. С этим я согласен. Однако, его слова всегда понимали не так. Более просто: всякая власть — от Бога. Власть Адольфа Гитлера, Пол Пота, Сталина и так далее — от Бога. И все они — «божьи служители». Разумеется, я не согласен с этим тезисом. Павел должен был выразить истину о порядке в обществе более точно.
Власть в обществе — вещь абсолютно необходимая, однако во власть время от времени приходят абсолютные проходимцы, извращенцы, психически нездоровые люди и даже сумасшедшие. Даже в целом здравомыслящие люди, находящиеся у власти, очень часто этой властью злоупотребляют и наносят вред обществу. Обществу необходимо адекватно оценивать людей у власти если оно желает благополучия. Я абсолютно убежден что Бог хочет именно этого. Однако некоторые смотрят на чиновника как на священника несмотря на то, что знают, что власть привлекает прежде всего (увы) мошенников и негодяев всевозможных мастей. Кто мешал Павлу выразить истину более точно? Павел, как и все мы, был обыкновенным человеком. Рассылая свои письма он и понятия не имел, что через некоторое время они станут «священными писаниями». Что на его высказываниях будут строиться многие христианские доктрины. Вот та истина, которые многие профессора богословия предпочитают хранить при себе: зачастую логика рассуждений апостола Павла далеко не безупречна в его посланиях.
В консервативном христианстве принято считать, что да, «вся власть от Бога», однако когда власть выступает против Бога, то «надобно повиноваться более Богу, чем власти». Предположим, власть последовательно нарушает волю Бога: убивает без суда и следствия, мучает голодом, ведет захватнические войны и так далее. А затем, как это было в СССР, и вовсе отвергает сущестование Бога. Согласно шаткой логике консерваторов все равно такая власть — от Бога, однако не повиноваться ей иногда разрешено. То есть Бог намеренно поставил своими слугами людей, которые даже не верят в Его существование. Прямо диалектика какая-то! Единство борьбы противоположностей, когда дьявол служит Богу. Не будет ли более логично предположить что не всякая власть от Бога и избавиться от беспорядка в голове по этому поводу? Допустить что не всякая власть от Бога вовсе не означает для христианина разрешением к бунту и насилию. Просто все стало бы на свои места. Бог, собственно говоря, в политике чаще вообще не при чем. Люди там сами решают. Потом сами же и расхлёбывают.
Иисус как-то раз назвал царя Ирода лисицей. Это значит что Иисус по каким-то своим причинам считал царя хитрым проходимцем. Соответственно здесь мы видим отношение Бога к царю Ироду. Я не думаю что допустить лисицу к власти было замыслом Божиим. Иисус не произнес ни единого слова на допросе у царя Ирода. Я думаю что если это и не знак презрения, то знак непризнания точно. Как известно, учение Иисуса совсем не касалось политики, Он был достаточно равнодушен к царям и властителям. Поэтому логично заключить что христианство в своем первоисточнике никоим образом не наделяет земную власть какими-то статусами. Иисус говирил «отдайте кесарю кесарево, а Богу — Божье». Даже эта фраза отделяет власть на земле от власти на небе. Не стоит отдавать то, что принадлежит Богу, кесарю! Это было бы большой ошибкой! Собственно, в первые века христианства многие христиане потеряли свои жизни, отказываясь признать «божественное происхождение» императоров. Со временем стало принято считать что императоры — особо важные слуги Божьи. Истина же состоит в том, что многие властители, хотя и сильно влияющие на историю человечества, служили Богу не более чем служат Богу лисицы и волки. В конечном итоге, исторические обстоятельства, закручиваясь в замысловатые спирали, делали не важным кто именно стоит у руля. Бог вершит историю не только через капризных монархов.
Говоря в частности о России, где до сих пор в ходу анахроничные представления о власти и ее роли в истории, надо сказать что виной этому — застой мысли в православии. Не секрет, что православное богословие инертно и часто напоминает сказания и былины нежели понятное учение. Христианство же представляет собой неразработанное месторождение, а не «истину в пробирке». Духовное наследие Иисуса Христа не боится активной работы и постоянного переосмысления в свете современности. Пока же даже многие «приближенные» христиане до сих пор не в состоянии отличить учение Павла от учения Иисуса Христа. Например, в учении о земной власти. Что же говорить о «мирянах»! Неизвестно, сколько поколений пройдет, прежде чем претендующая на абсолютное первенство РПЦ даст свободу другим христианским конфессиям и позволит свободно толковать библейские тексты. Будем надеяться, что христианство в России когда-то перестанет быть одной только мистикой и станет реально полезным для миллионов людей в решении насущных проблем. Например, как быть если лисица забралась в кремль. Или что делать если лисица не хочет оттуда уходить.
Библия (Bible), Государство, Жизнь Духа (Spiritual Life), Общество, Политика (Politics), Учение Иисуса Христа, Церковь