Праведность

pravosl“Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное” – сказал однажды Иисус крестьянам, рыбакам, нищим, рабочим и прочим, собиравшимся послушать Его. Выражаясь современным языком, “настоящая духовная жизнь человека возможна лишь в том случае, если его нравственность превзойдет нравственность профессора этики и морали”. Тут возникает классический вопрос: как это вообще возможно?

Фарисеи и все религиозные подвижники в иудаизме (наверное до сих пор) начинают стремиться к праведности с ранего детства. “Я раб Божий” – вот лозунг этого стремления. Если быть точнее, “Я раб Божьего Закона”. С самого раннего детства идеал стопроцентной покорности закону, следования всем без исключения заповедям и правилам, заставлял книжников перечитывать Писания, размышлять о нем, опасаясь нарушить хотя бы одну заповедь. Через много лет идеал праведности был уже ближе. За плечами оставались многолетние упорные попытки быть покорным Закону, годы смирения, самоограничения и борьбы. Все правила были соблюдены: жертвы, налоги, ритуалы, правила (и даже правило любви к ближнему!). К сожалению, кое-что омрачало существование подобных праведников. Чем выше, чем “чище” он становились, тем более и более отдалялись от простолюдинов и всех, кто не мог или не хотел следовать тяжелому пути покорности Закону. Фарисеи видели вокруг себя много грешников, оскверненных и далеких от Бога. Как Закон приказывал относиться к подобным проклятым грешникам? Как минимум, сторониться от оскверненного большинства. Поэтому высокомерие и гордость за свою праведность все более и более овладевали фарисеями и книжниками.

Но главной проблемой фарисеев и книжников стали… перерывы между моментами покорности Закону, то есть те моменты, когда Закон не определял что именно им делать или не делать, те моменты, когда фарисеи и книжники были предоставлены самим себе. Например, Закон не запрещал подлость по отношению к язычнику. Можно было быть в чем-то коварным, можно было быть жестоким. Можно было и расслабиться, если это не противоречило Закону. Можно было найти лазейки в Законе, истолковать правило по-иному. Короче говоря, праведный фарисей, идеально соблюдавший весь Закон, мог быть мерзкой личностью, что и осуждал Иисус. Организация сикариев, или кинжальщиков, то есть террористов, боровшихся с римлянами в Иудее, пользовалась негласной поддержкой религиозных ортодоксов. Почему? Потому что убийство язычника не противоречило Закону. Впрочем, не все фарисеи и книжники были плохими. Многие из них были действительно хорошими людьми, как говорит Евангелие. Но как же можно было тягаться с ними в праведности?

praved02Дело в том, что праведность, которой учил Иисус, не имела почти ничего общего со слепой “рабской покорностью” Закону или религии. Удивительно, как много христиан до сих пор не могут понять этого. Иисус имел в виду “праведность любви” к Богу и человеку. Этой праведности не надо было учиться в школах и университетах, для этого не надо было становиться адептом религии с самого детства. Необходимо было лишь уверовать в Бога как в Небесного Отца, который любит каждого человека, а затем, повинуясь Духу, находящимся опять же в каждом человеке, научиться слышать Бога и своего ближнего в своем сердце. И кто лучше и отчетливей ощущал потребности ближнего и голос Духа Бога внутри себя, тот и был более праведным!

Евангелие подводит каждого из нас к тому, что любой поступок, мотивом которого НЕ является человеколюбие (равнодушие, отвращение, ненависть, презрение, жестокость) является грехом. Даже если мы исполняем приказ церковного иерарха или “воплощаем в жизнь” написанное в Библии. Истинное христианство всегда стремилось проявить себя на практике служения людям, заботы о них в отличие от всех остальных мировых религий. Иисус учил живой религии, побуждающей верующих посвящать себя любвеобильному служению. Таким образом, праведность христианина на практике – праведность и безупречность во взаимоотношениях с людьми вокруг. Вот почему раннее христианство стало массовым за короткое время.

Выстраивание взаимоотношений с людьми вокруг – неимоверно тяжелый труд. Для многих людей от религии легче отсидеть за веру в тюрьме или совершить несколько “подвигов” чем посвятить себя долгосрочному служению ближнему. Поэтому Иисус не устанавливал правил, канонов, заповедей. Иисус требовал, чтобы в каждом поступке был правильный мотив – то есть любовь к Богу и человеку. И если мотив верен, семья верующих растет и Царство Бога захватывает все больше и больше людей. Своим учением о праведности через человеколюбие Иисус изменил лицо нашей цивилизации, начал новую эру “социальной праведности”.

praved01Таким образом, любой человек, поверивший словам Иисуса, за короткое время мог догнать и перегнать любого книжника в праведности жизни. Праведники Иисуса Христа были жизнерадостными, простыми, открытыми перед всеми людьми. Фарисеи были изолированными, высокомерными, угрюмыми и нелюдимыми. Простые люди тогда, я думаю, не колеблясь делали свой выбор в пользу учения Иисуса Христа. И в наше время есть христиане, понимающие праведность как рабскую зависимость от догмы! И они такие же замкнутые и нелюдимые, их идеал – изоляция, они отрицают все “мирское”. Есть христиане, которые считают себя праведными лишь только потому что они верят в Иисуса Христа. Есть те, кто уверовали в любящего Отца, однако так и не избавились от душевных пороков: скажем прямо – есть ненавидящие христиане, есть злящиеся, воюющие, нетерпимые, наглые, жестокие, гордые, равнодушные, коварные и так далее. Все эти качества убивают общины, церкви и само христианство.

Христианство массовое, но лишенное Христа и Его идеала праведности – явление вполне обычное. Есть много социальних закономерностей, поддерживающих и увеличивающих численность общин так же как это происходит и в других религиях, например в Исламе. Существуют правила как увеличивать численность группы даже без всякой религии. Многие религиозные лидеры пользуются методикой и религиозной психологией, а не стремятся следовать идеалам Иисуса Христа: веры, любви и прощения. Хотя Иисус учил, что вера — простая детская вера — является ключом к дверям царства, Он также учил, что войдя в эти двери, каждый христианин  должен, ступенька за ступенькой, подняться по лестнице праведности, чтобы достигнуть всей полноты развития сынов Божьих. Иисус хотел, чтобы наша праведность превзошла праведность тех, кто стремится завоевать благосклонность Бога подаяниями, молитвами, постом и сомнительными “подвигами веры”. Если мы хотим войти в Царство, в нас должна быть праведность, которая заключается в любви, милосердии и истине, — то есть в искреннем желании исполнять волю небесного Отца.