Как-то по дорое, сидя в одном автомобиле с престарелым братом во Христе, я решил осторожно затронуть одну тему. Мой собеседник был пастором много лет, поэтому его ответ был мне интересен. Я спросил: “как вы думаете, почему мы сейчас не проповедуем Царство Божье, которое проповедовал Иисус?”. Его ответ был следующим: “мы не проповедуем Царство потому что мы проповедуем Иисуса Христа. Если человек находится с Иисусом, он находится в Царстве”. Данный ответ теоретически верен. Верующий в Иисуса действительно, по идее, должен находиться в царстве Бога. Но всегда ли это верно?
В моей голове возникло желание задать другой вопрос, однако я не стал задавать его. Этот второй вопрос звучал бы следующим образом: “почему же мы, заботясь о точности передачи Евангелия, передаем его иным образом нежели Иисус?”. Приблизительный его ответ мог бы звучать следующим образом: “Бог вверил толкование Евангелия и последующее откровение апостолам, что отражено в посланиях Нового Завета. Ты что-то имеешь против?”. По сути, если быть откровенным и честным, я бы сказал что у меня есть пару мыслей на данный счет. Однако бывший пресвитер бы вряд ли заинтересовался моими рассуждениями. Позади, за его плечами была долгая жизнь, его взгляды “утрамбовались” наподобие асфальта на старой дороге. Все мои слова бы рассматривались не как пища к размышлению о данном теологическом вопросе, а как пища размышлений о моей личности и моих “отклонениях”.
Однако вопрос остается. Почему же все-таки так плохо проповедовать Евангелие так как его проповедовал Иисус а не так как его преподнесли апостолы? И неужели плохо понимать Евангелие так, как понимал его Иисус? И да, мы не проповедуем учение Иисуса именно потому что апостолы передали его нам с некоторыми дополнительными элементами. Например, неужели трудно было сказать Иисусу что Его кровь являеся жертвенной и служит для омытия грехов? Причем не только упомянть, но и сделать данный тезис основополагающим во время Его земного служения? Нет, Он этому практически не учил. Неужели трудно было сказать Иисусу что Он явлеятся новым пасхальным агнцем наподобие ветхозаветного, только универсальным и вечным? Заглянем в 4 евангелия – “кровь” и “жертва” – сколько процентов в учении Иисуса занимают эти понятия? В словах, сказанных лично Иисусом? Ничтожный. Значит это не главное.
Закон, закон, закон – повторяет Павел в своих посланиях. Замечали ли вы когда-нибудь что Иисус озабочен исполнением закона Моисея в 4-х евангелиях? Да, есть слова “ни одна йота не прейдет”. Однако поступки Иисуса – что они нам говорят? Планировал ли Иисус тратить время и финансы хоть на одно жертвоприношение? Разумеется, Он почитал родителей, не крал и не убивал. Но считал ли он важным жить по праздникам в кущах? Есть только кошерное? Почитать еврейский народ избранным и священным? Омывать руки? Соблюдать субботу? Чтобы ответить сразу на все эти вопросы, посмотрим на апостолов, разъехавшихся по всему миру для проповеди Евангелия и до конца дней живших среди “язычников” – и все станет понятным.
Так чему же учил Иисус? Что является самым главным? Он учил о Себе, о Небесном Отце, о спасающей вере, о любви и о Царстве Бога, пришедшем невидимым образом. Это основные моменты. Почему же мы не можем вырваться из объятий “дополнительных” и второстепенных представлений о Евангелии? Мы начинаем проповедь евангелия с понятия греха, искупления, оправдания и Законе Вселенной. Мир и вся вселенная, мол, тотально испорчены, а Бог суров. Многие люди действительно испорчены и Бог действительно справедлив, однако Иисус по какой-то причине не начинал свое Евангелие с этого. И причина, вероятно следующая: Иисус считал что сила Евангелия заключена не в легалистичной идее Бога, как, согласно законам Вселенной, избавить нас от наказания за грехи. Она заключена в духовной реальности, в идее присутствия и духовного общения с любящим нас Богом. Дело тут вовсе не в законах.
Так почему мы не проповедуем Царство Бога? Причина не в том, что нам так уж очень тяжело отказаться от идеи необходимости закона и страха наказания. Многие люди действительно понимают лишь язык страха в религии. Однако же, многие из нас умеют добросовестно исполнять любой долг безотносительно, накажут нас или нет: исходя из зова сердца. Мы не проповедуем Царство Бога по причине недостатка веры. Веры в то, что нас окружает духовная реальность и что она в любой момент может эффективно на нас воздействовать. Верить в далекого Бога, в Небесное правосудие и бояться наказания свыше – легче! Это набодобие хобби, которое придает жизни разнообразие. Это хобби можно забыть на несколько дней, затем вернуться к нему. Посетить торжественное Воскресное собрание в красивой одежде, убояться Бога с новой силой, поплакать даже. А вот верить в то, что Бог может заговорить с тобой, простите, даже в туалете – это трудно. Быть постоянно настроенным на “сигнал связи” в Царстве Бога на земле – трудно. Легче практиковать “институциональную”, солидную и пафосную религию. Ехать по накатанному асфальту и ничего не менять в жизни. Быть с Иисусом, не находясь в Царстве Бога.