Апостол Павел дал определение богодухновенности Писаний: “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности”. Когда учение Иисуса – Евангелие Царства Божьего – станет единственной отправной точкой всей христианской теологии и наивысшим авторитетом для всех христиан, все остальные части Библии останутся такими же полезными для научения, наставления и так далее. Польза от чтения Библии всегда остается неизменной: для человека это подобно первым ступеням на лестнице, ведущей к небу. Вряд ли кто-либо сейчас может “перепрыгнуть” эти начальные ступени.
Главный нюанс в том, что настоящее Слово Божье, согласно тем же Библейским текстам – это духовное, живое слово, которое пришло к нам сначала в облике Иисуса и Его учения, а потом в образе постоянно присутствующего с нами Духа. Нам чрезвычайно трудно утвердиться в мысли, что необходимо научиться слышать, распознавать и повиноваться этому невидимому духовному слову. Гораздо проще следовать старинному подходу, которое помещает Слово Бога лишь только в Библию. Читая Библию и вникая в ее слова, мы думаем что познаем истину лишь через чтение. Но мы бы не познали истину если бы Дух не “переводил” нам ее на доступном нам уровне понимания.
Богодухновенность Библии – это, согласно определению, полезность, а не абсолютная безошибочность. Настоящее Слово Бога не может быть умещено в человеческих книгах. Учение Иисуса в конечном итоге, тоже не может быть полностью описано в книгах. Евангелие Царства Божьего лишь начинается в четырех Евангелиях и выходит за их рамки в нашу реальность. То есть учение Иисуса представлено лишь в виде начальных постулатов, общих формул и образных сравнений. Все остальное мы должны получить непосредсредственно после соприкосновения с Духом, на практике. Ничто земное не может быть совершенным по определению. Богодухновенность означает безошибочность лишь в по отношению к духовному Слову Бога, спасающего нас. Во всех остальных случаях богодухновенность означает лишь пользу для наших душ.
Подход к толкованию Библии должен измениться в сторону ослабления внимания к утверждениям, не исходящим от Иисуса непосредственно. Для примера возьмем повеление Павла женщинам носить покрывала на голове для “знака ангелам”. Как бы эти слова не трактовались, как бы не понимались, они не должны быть на первом месте. Они нас не должны интересовать больше чем учение Иисуса, которое учит, применительно к данному случаю, о чистоте сердца и души а не о показном смирении. Следует признать факт полезности данных слов Павла в историческом контексте или в иносказании для настоящего времени и более не тратить на эти слова своего времени. Это не означает бездумного игнорирования многих Библейских текстов – это скорее означает осторожное переосмысление в свете приоритетов. Для другого примера возьмем учение о “скором” пришествии Иисуса. Если сам Иисус употребил на упоминание этого аспекта не более 1 процента своего времени, да и то лишь по просьбе своих учеников, то и нам необходимо думать о конце света не более 1 процента своего времени, уделяя 99 процентов тому, чему непосредственно учил Иисус.
Существует довольно расхожая истина, что хорошее – враг лучшего. Любая самая полезная вещь, со временем может стать проблемой, если вознести эту полезную вещь в абсолют. Для примера возьмем лекарство. Оно помогло нам выздороветь. Однако глотать данное лекарство каждый день было бы глупо. Библейские повествования помогли нам прийти к Богу однажды. Однако, не научившись употреблять настоящую духовную пищу и без конца перечитывая Библию в попытках найти истину только там, безуспешно соединяя воедино все тексты, мы вполне можем стать духовно мертвыми книжниками – знатоками Библии, которые верят не в реального Бога в реальной жизни, а в Бога, “замурованного” в Библию. И это очень похоже на “каноническое” идолопоклонство. Результатом данного изменения подхода к пониманию Библии станет освобождение от второстепенных споров, неразрешимых противоречий и многих внутренних огорчений. Может быть христианство вырвется наконец из заточения в храмах, церквях и теологических школ на волю – к людям. Учение Иисуса – это минимум теории и максимум практики. Христиане освободят свои внутренние ресурсы, занятые ненужными рассуждениями о теологических доктринах.
Наверняка, возражениями против данного подхода могут быть либо понимание богодухновенности Библии как ее абсолютной безошибочности, либо в беспокойстве по поводу “анархий толкований” учения Иисуса, когда мы можем вернуться во времена “свободных пророков”. Насчет первого возражения: евреи отвергли Иисуса по причине своей безусловной веры в безошибочность своих писаний. Они имели их много веков, они толковали ее довольно давно и видели что учение Иисуса не вполне совпадает с ним. Спросите у любого раввина сейчас, совпадают ли учение Танаха и Иисуса. На деле оказалось, что многовековое иудейское толкование Писаний не совпало с истинным Словом Бога, явившемся во плоти. И это, вероятно, не вина толкователей – написанное слово не может ни успеть за духовным Словом, ни описать Его полным образом.
Насчет второго возражения: анархии не будет по причине одного из аспектов учения Иисуса. Чему бы не учил христианин, есть лишь одно мерило, доказательство следования по пути Иисуса. Плоды жизни. Мы вполне легко отличаем хорошего человека от нехорошего. Согласно учению Иисуса, чем больше доброго в человеке, тем он ближе к Богу. И наоборот, чем больше плохого, тем он от Бога дальше. Это практическая сторона учения Иисуса. Неважно во имя каких святых идеалов христианин призывает убить еретика – он одержим ненавистью, поэтому он далек от Бога. Неважно какими бы теологическими доктринами христианин не руководствуется когда оправдывает разврат – он движим своей плотью.
В Ветхом Завете есть древнее пророчество, что наступят такие времена, когда Бог напишет Свой закон в сердце человека. Как это не парадоксально, за последние 2 тысячи лет это пророчество вряд ли исполнилось. Мы все так же вытаскиваем Библию, чтобы объяснить волю Бога людям. Слово Божие пока написано на бумаге. Однако уже не за горами то время, когда мы будем объяснять Евангелие Царства Божьего просто и доступно, пользуясь немногими словами и простыми примерами из жизни. Так же как это делал Иисус.