Днем рождения Церкви принято считать праздник Пятидесятницы. По каким-то неясным причинам, группу верующих из более чем несколько сот человек, три года до этого несших служение в Иудее и близлежащих областях, Церковью называть не принято. Якобы, просто группа учеников и последователей, учителем и пастором у которых был Иисус Христос. Главная причина, почему группу Иисуса не считают Церковью – “отсутствие Духа Святого”, третьего лица Троицы. Хочется спросить:”Но ведь у них было второе лицо Троицы – Божий Сын. Почему же это не была Церковь?” Однако давайте не будем начинать абстрактные теологические споры. Лучше окинем взглядом более житейские аспекты группы Иисуса. Насколько сообщество, ведомое Иисусом, отличается от “классической” церковной общины?
Первое. Организация. Сколько времени и усилий уйдет у вас, если вы собираетесь в поход на пару лет? Поход на природу даже на неделю требует средств и значительных усилий. По непонятным причинам группа Иисуса большинству иронично представляется “группой утят, движущихся за уткой” или “ходьбой куда дух заведет”. Хотя у учеников Иисуса были семьи и дома. Они были взрослыми людьми, которых вряд ли удовлетворили лишь бесконечные разговоры у костра и ночевки на открытом воздухе в течение трех лет. По логике вещей, группа Иисуса была организована в отношении маршрутов, управления, связи, финансов, продовольствия, обучения. По идее организация “церкви Иисуса”, если так можно выразиться, была гораздо лучше устроена и продумана чем организация любой современной (часто дремлющей) церковной общины. Процессы, происходившие в общине Иисуса, были многократно интенсивнее процессов, имеющих место в современных церквях со своими зданиями, сотовыми телефонами и микроавтобусами для развозки членов церкви.
Для ортодоксальных ветвей христианства важны таинства. Были ли таинства в группе Иисуса? Определенно можно сказать, что там были обряд водного крещения и одна образцовая молитва. Правда, Иисус сам никого не крестил по определенным причинам. В организации Иисуса было гораздо больше свободы чем у тех же католиков и православных. Однако вместе с этим там наверняка царила достаточно крепкая дисциплина. Главными “обрядами” учеников Иисуса было следование за Иисусом, вера в Его слова и проповедь Евангелия Царства Бога. Обряд причастия, как известно, был создан Иисусом накануне распятия. Одновременно понятно, что данный обряд смотрелся бы неуместно при живом Иисусе. Следует заметить, ни Иисус ни Его апостолы не одевались в особые черные или золотые (или зеленые или красные и так далее) длинные одеяния.
Для современных евангелистов и протестантов важными атрибутами настоящей церкви являются правильное учение и повиновение слову Бога. Здесь группа Иисуса по праву никогда не может быть превзойдена. Кто как не ученики Иисуса слышали неискаженное, ни на долю процента неповрежденное учение? Кто как не они, повинуясь Иисусу в течение трех лет, повиновались истинному Живому Слову Бога? Никому из нас, ни одной современной общине не удастся достичь подобной духовной полноты и близости к Богу. Итак, с этой точки зрения, группа Иисуса является Церковью с очень большой буквы.
Важным является вопрос вечного спасения для учеников Иисуса. Если бы (не дай Бог) ученики Иисуса погибли как-либо до Голгофы и сошествия Святого Духа в Пятидесятницу – думаете ли вы что они бы потеряли спасение? Иуда не в счет – он отрекся от Иисуса. Иисус неоднократно давал понять своим последователям, что они имеют вечную жизнь и “обители” на небесах. Не прерогатива ли это Церкви в наше время объявлять себя вратами в вечную жизнь? Если не вратами, то путем. Итак, выходит группа Иисуса вполне может считаться локальной церковью, которая была создана Иисусом до появления глобальной Церкви для всех языков и народов, которую “не одолеют врата ада”.
В заключение можно вспомнить образ действий апостольской церкви после Пятидесятницы. Три года до этого они являлись “мобильными” евангелистами и учителями. Они по инерции попытались организовать в Иерусалиме подобие той организации, которую создал Иисус. И это неудивительно – они кроме этой модели ничего не знали и на тот момент не были готовы действовать иначе. Они устроили городскую коммуну с общей кассой и проповедью в стиле Иисуса. И эта коммуна просуществовала несколько лет! После того, как она распалась, начался процесс образования поместных церквей в разных городах Римской империи и возникновения различных христианских учений. И несмотря на сильные разногласия, явление под название “христианство” не умерло, как умирали сотни предшествующих религий. Духовный взрыв, длившийся три года и озаренный сошествием Святого Духа породил многообразную вселенскую духовную Церковь.
Откуда же взялось убеждение, что рождение церкви связано с Пятидесятницей, а не с Иисусом в первую очередь? На мой взгляд, причина – в путанице очень похожих друг на друга понятий. Евангелие Иисуса предполагало рождение свыше и вход человека в духовный мир – в Царство Бога. Иисус создал общину рожденных свыше и вошедших в Царство Божье. Организация стала вторичным этапом, необходимым для распространения Евангелия и Царства Божьего. То есть рождение свыше не обязательно связано с Пятидесятницей. Дух Бога несомненно каким-то образом приводил к духовному рождению верующих в Иисуса еще до сошествия Святого Духа. Иначе бы проповедь Иисуса вряд ли бы имела смысл. Святой Дух по словам Иисуса, дал силу свидетельства, пришел для наставления в истине и в какой-то мере заменил Иисуса. С его появлением возникла многообразная церковная организация, называемая Церковью. В общем, христиане по ошибке поставили знак равенства между рождением свыше и сошествием Духа, между Царством Бога и Церковью.
Рождение свыше и Царство Бога – явления более фундаментальные, нежели Церковь и действие Святого Духа. Они уже были, когда Пятидесятницы и Церкви еще не было. В церкви можно состоять чисто формально, действие Святого Духа можно игнорировать. Однако без рождения свыше невозможно общаться с Богом, Царство Бога – реальная духовная сила, пронизывающая все материальное творение и необратимо преобразовывающая нашу цивилизацию. Истинным искателям истоков христианства не стоит искать его в пещерах Римской империи, в апостольское время и время первых церковных “отцов”. Им надо искать безупречный образец Церкви в группе Иисуса, которой Он руководил. И, судя по учению Иисуса, надо осознавать, что там, где нет Царства Бога и рождения свыше, голоса Духа святого и церковных общин вряд ли имеют особую силу.