Доказательством того, что авторы евангелий пользовались неким сборником историй об Иисусе и вставляли их в свои повествования в произвольном порядке, служит местоположение рассказа о том, как жители Назарета попытались скинуть Иисуса с горы. У Луки этот рассказ идет сразу после рассказа об искушении. Однако Иисус посетил Назарет где-то в середине своего трехлетнего общественного служения. Внимательный читатель может заметить, что жители Назарета знали о популярности Иисуса и чудесах в Капернауме. Сразу после крещения и искушения Иисус не обладал широкой популярностью и не успел совершить чудес в Капернауме к тому времени. Видимо, Лука посчитал, что Иисус должен был начать свое служение с посещения города своего детства.
У каждого человека есть свой город детства. У меня таким городом был Туапсе на берегу Черного моря. Мелкая квадратная плитка, которой были вымощена центральная пешеходная улица, автобусы, петляющие на узких и извилистых горных дорогах, подвесной мост над рекой Туапсинкой. Ну и конечно пляж и море. Шум волн, песни из громкоговорителей, гул проносящихся в Сочи и обратно поездов и электричек. Мне очень жаль, что нельзя вернуть тот город из детства. Я знаю, что Туапсе давно уже стал другим. Вероятно, Иисус тоже испытывал наплыв детских воспоминаний, когда шел по Назарету. Увы, и его город стал другим. И дурная слава этого города в данной истории подтвердилась. Иисус чуть не погиб в своем городе детства.
На мой взгляд, Иисус за несколько лет до этого переехал жить в Капернаум. Именно оттуда родом были его друзья и апостолы: Петр, Иоанн, Иаков. У евангелистов по этому поводу разные мнения. Марк считает, что Иисус сразу после крещения отправился в Капернаум, где и начал свое служение: он практически ни разу не упоминает Назарет. Матфей считает, что Иисус оставил Назарет только после смерти Иоанна Крестителя. Согласно Луке, как уже было сказано, Иисус первым делом пришел в Назарет но, как оказалось, он там уже не жил. Жители Назарета испытывали глубокую неприязнь к бывшему соотечественнику, который покинул их провинциальный городок и заглянул туда «при случае» в зените славы. Возможно, и сейчас можно найти подобные примеры из жизни, когда черная зависть побеждает здравый смысл. В конце концов, жители Назарета возненавидели Иисуса только лишь за то, что он не проявлял верности и любви к своему городу. Возможно, братья и сестры, оставшиеся жить в Назарете и не верившие в миссию Иисуса, так же разогревали эти настроения.
Иисус заблаговременно договорился с местным хазаном, то есть начальником синагоги, о том, что будет проповедовать в субботу. Послушать своего бывшего земляка собралось, я уверен, очень много людей. Иисус и начальник синагоги поднялись на возвышение, и служба началась с двух благодарственных молитв. Затем все присутствующие произнесли шему – еврейский символ веры. Обычно потом начальник синагоги занимал место перед шкафом, в котором хранились священные свитки, и читал девятнадцать других благодарственных молитв. Думаю все это занимало до получаса времени. И после этого очередь доходила до проповедников. Иисусу поднесли свитки, он нашел и прочитал место из Исайи: “Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное.” Затем он сел (проповедовали в синагоге сидя) и обратился к сидящим в синагоге с проповедью. К большому сожалению, Лука ничего не упоминает о том, что тогда сказал Иисус.
О чем он мог учить? Вряд ли он сказал, что все, находящиеся в зале получат прощение грехов после смерти Иисуса на кресте. Вряд ли он говорил о себе как о жертве в ту субботу. Он говорил о Евангелии Царства Божьего, о том что каждый человек – сын или дочь Бога, который может войти в царство Божье и получить в дар бессмертие своей души. О том, что все мы – братья и сестры на земле, и имеем одного Небесного Отца, которому не нужны никакие жертвы для того, чтобы любить своих детей. О том, что любить Бога и исполнять Его волю – высшая честь Божьих сынов, а не “страшный долг”. Короче говоря, что человека спасает вера. Согласно евангелисту Луке, проповедь в общем людям понравилась. Обычно после официальной части богослужения выступавшие оставались в синагоге чтобы ответить на вопросы слушателей. Вероятно, Иисус в то утро тоже сошел с кафедры в толпу, в которой его уже ждали скандалисты, затевавшие недоброе. И вот, окруженный толпой недругов, он начал отвечать не на вопросы о сказанном с кафедры, а на обвинения в том, что он не совершил в его родном городе никаких чудес. В общем на каком-то этапе разговора с “оскорбленными” соотечественниками ситуация вышла из-под контроля. Весьма возможно, что рядом кружили подосланные люди. Иисусу вот-вот запретят посещение любых синагог и объявят еретиком и отступником. На горизонте замаячит крест. Фарисеи много раз хотели разжечь к Иисусу ненависть простых людей и убить его их руками. До сих пор не получалось. Но здесь почти получилось. В ответ на новость “Иисус Назарянин был убит в Назарете” многие сказали бы следующее: “Конечно, из Назарета может ли быть что доброе?”.
Какие-то выродки под шумок схватили его и потащили к обрыву. Данная драма беззакония стала репетицией к голгофской драме. Однако у обрыва ситуация кардинально поменялась. Иисус внезапно освободился от рук, развернулся, и прошел прямо посреди преследователей, покидая Назарет уже навсегда. Что там произошло? Есть мнение, что произошло какое-то чудо. Например, что Иисус стал невидимым, и так далее. Возможно, так же, что Иисус победил обозленных соотечественников морально и психологически. Действительно, его вина перед ними состояла только в том, что он долго не приходил в Назарет и не совершил там чудес. Чем ближе люди подходили к обрыву, тем яснее становилось, что вина Иисуса явно не тянет на наказание смертью. По мере того, как горожане теряли решительность, “засланные казачки” стали реже высовываться из толпы. Поэтому Иисус развернулся, посмотрел им всем в глаза и прошел сквозь расступившуюся толпу. Увы, мы не знаем, что там произошло в действительности. Однако Назарет навсегда покрыл себя вечным позором. Иерусалим, убивавший Иисуса, по крайней мере, полагал, что он спасает “религию отцов” и свое государство. Назарет хотел убить Иисуса только за то, что он, якобы, пренебрегал этим городом. Звучит достаточно зловеще, так скажем. Вот что может случиться с теми, кто излишне много вкладывает в понятия «родина», «отчизна», «родная земля» и тому подобное. Когда жители провинциальной деревни заявляют, что нет ничего выше любви к их «родине», когда они делают из своего маленького общества святыню, то они невольно начинают приносить своей «родине» человеческие жертвоприношения. Неудивительно, что Евангелие Иисуса Христа, который «предал любимый город», осталось в Назарете непонятым. Нет пророка в своем отечестве.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=Nx9w-7V0S68[/youtube]