Нечасто бывает так что в одно короткое событие, словно в несколько лет, вмещается много значимых жизненных поворотов, знаковых событий, незабываемых моментов. Таким событием стала Тайная Вечеря. В момент, когда завершается жизненный этап, когда все уже практически остается позади, наступают словно моменты прозрения, срываются завесы, на первый план выходит откровенность, желание сказать все, что только возможно. Это похоже на завершение симфонии или концерта, на завершающий аккорд, на последнее предложение в романе. Иисусу оставалось жить на земле буквально один день. Каждое мгновение, каждая секунда на той последней встрече с апостолами была наполнена переживаниями Иисуса. И эта атмосфера была незабываемой.
Как только апостолы зашли в комнату, они увидели кувшины с водой, полотенца и тазики. Они и представить себе не могли, кто будет мыть их ноги в тот вечер. Апостолы часто спорили, а возможно, и ругались из-за того, кто из них значимей (евангелист Лука говорит что спор о том, кто был больше был и за столом Тайной Вечери). Мы не знаем, как рассаживались апостолы в тот вечер, занимали ли они места за столом сами, или под руководством Иисуса. Однако, исходя из текста Иоанна, по одну сторону от Иисуса сидел Иуда Искариот, а по другую – сам Иоанн. В том, где садятся гости на торжестве, празднике или важном мероприятии, до сих пор кипят страсти, связанные с почестями, привилегиями, самооценкой. Пыльные ноги апостолов так и остались немытыми после начала ужина. За столом наверняка ощущалось некоторое напряжение. И вот, Иисус после первой или второй чаши встает и идет к кувшинам с водой. Он, вопреки обычаю, не умывает руки, а снимает верхнюю одежду, затыкает полотенце за пояс и наливает воду в таз. Наверняка все апостолы как один вскочили на ноги: настолько это было шокирующе. Как мог уважаемый человек, раввин, сознательно унижать себя подобным образом? Зачем?!? Петр, явно сбитый с толку, пытается отказаться от того, чтобы Иисус умыл ему ноги. И после этих тягостных и неловких минут, когда в молчании были помыты ноги всех апостолов, Иисус все объяснил. Он сделал это чтобы апостолы никогда не возомнили себя властителями душ человеческих, вершителями судеб, верховными жрецами, господствующими над людьми. Апостолы всегда будут помнить склонившегося перед ними Иисуса. И, несмотря на обычаи древнего мира, облеченные духовной и мирской властью, они никогда не будут рады этой власти.
Учреждение обряда хлебопреломления, возможно, произошло когда Иисус взял третью чашу. Старая чаша отмечала избавление их отцов от национального рабства, теперь же учитель учреждал новую поминальную трапезу – символ избавления от греховности, законничества и обретения духовной радости. Иисус в который раз мудро прибег к символам и притчам. Уже много веков христиане разных конфессий, принимая хлеб и вино, так или иначе представляют себе поминовение Христа и единение со Христом. И неважно, как именно понимают в конкретной конфессии присутствие Христа в хлебе и вине. Когда апостолы принимали Хлеб и вино, они тоже выражали этим свое единство с Иисусом. Этим доказывается, что если кто-то хочет по-настоящему знать христианство, ему надо по-настоящему знать Иисуса Христа. Другими словами, если мы знаем учение, цитируем Библию и соблюдаем традиции, но не имеем представления о личности Христа, в нашей религиозности мало пользы.
В Новом Завете есть две заповеди о любви к ближнему: старая, о которой Иисус говорил в течение трех лет служения, и новая, о которой он решил впервые сказать на Тайной Вечере. Старая заповедь, с исполнением которой у христиан, честно говоря, постоянные проблемы, звучит так: “Возлюби ближнего своего как самого себя”. Новая заповедь, на которую христиане до сих пор скромно не обращают внимания, звучит так: “Да любите друг друга, как Я возлюбил вас”. Новая заповедь действительно, более точна. Мы порой любим самих себя не слишком сильно, а иногда и совсем не любим. Поэтому и ближних мы любим не совсем так, как нужно было бы. Иисус предложил апостолам попытаться полюбить людей так, как любил людей сам Иисус.
Иисус добавил, что если христиане будут любить друг друга именно так, то все вокруг будут знать, что они ученики Иисуса Христа. В тот вечер Иисус сказал, что все апостолы – друзья Иисуса, за которых он отдает жизнь. И это высшая любовь. К сожалению, религия и дружба – понятия почти несовместимые. Религия говорит о страхе, жертве и долге. Дружба требует любви, снисходительности, прощения, понимания и преданности. Успех деятельности апостолов и их мученическая смерть отчасти объясняется тем, что потом они это поняли. Их учителю были не нужны жертвы и страх, Иисус просил любви и преданности своих друзей. На Тайной Вечере апостолы поняли, что они гораздо больше, чем просто “служители культа”: они связаны с Иисусом узами сердца. Настоящее христианство, таким образом, нельзя назвать религией в общепринятом понимании.
На той встрече произошло еще много событий. Иуда Искариот наконец окончательно решил отречься от Христа и предать его. Иисус сообщил, что вместо него на землю придет Святой Дух, который будет продолжать труд на земле. Иисус предупредил апостолов о грядущих гонениях и наконец помолился с апостолами. Всему свое время. Для Иисуса это было прощание. Он уходил. Для апостолов это тоже было прощанием. Но впереди их ждали долгие годы жизни и служения. У подавляющего числа из нас впереди тоже долгий жизненный путь, много дел. Однако все проблемы меркнут перед осознанием что тебе осталось жить не более одного дня. Когда у нас в церкви происходит обряд хлебопреломления, я вновь и вновь обращаю взгляд на Иисуса, которому оставалось жить на земле не более одного дня.