В попытках понять учение Иисуса я вновь и вновь просматривал Его слова в 4-х евангелиях, вновь и вновь пытался связать все в единую систему. Только по истечении многих лет (!!!) понял, что оставаясь в старой парадигме мышления, в рамках “классического” христианства не смогу выделить учение Иисуса в нечто самодостаточное, уникальное. Волей судьбы, в Новом Завете первым идет евангелие от Матфея и Нагорная проповедь. Как и все остальные, перечитывая призывы Иисуса, я чувствовал что они для меня недостижимы. Для многих людей учение Иисуса – это Нагорная проповедь, которая на самом деле была посвящена не массам людей, а посвященным ученикам, апостолам, которые поклялись служить Иисусу. Мало кто видит тот базис, ту основную часть учения Иисуса, посвященную всем без исключения. В настоящее время мы этим базисом не пользуемся. Взамен мы пользуемся учением апостолов – о Голгофской жертве за наши грехи и прощении. В данный момент – это отправная точка, за которой начинается духовное рождение, освящение и так далее. Вся проблема в том, что в попытках понять учение Иисуса, мы не можем не заметить, что Иисус не проповедовал о своей жертве как о центральном моменте. Он открыл тайну о своей смерти и воскресении лишь немногим ученикам, и это их шокировало, а не укрепило в уверенности Божественного прощения. Почему же Иисус не раскрыл тайну своей смерти? Не объяснил ее заранее?
Ответ на данный вопрос следующий. Иисус был занят проповедью Царства Божьего, и эта идея была центральной. Доказательством этого служит хотя бы частота использования Иисусом слова “Царство”. Слова “Царство Божье” или “Царство Небесное” в евангелиях Иисус упоминает только реже слов “Бог” и “Отец”. Вот он, базис учения Иисуса! Евангелие Иисуса официально называется Евангелием Царства Божьего. И мы не понимаем до конца значения данной концепции. Потому что мы находимся в иной плоскости мышления, где на первом месте – юридический аспект Божественного прощения, а не “географический” аспект Божественного присутствия.
Кардинальное отличие двух данных парадигм состоит в следующем. В парадигме апостольского наследия центральная идея – получить легальное разрешение войти в Божественное присутствие. Пропуск, так сказать. Юридическим основанием подобного разрешения является жертвоприношение. Единичный акт оплаты. После чего человек имеет возможность идти дальше. Идея общепринятая и не нуждающаяся в объяснениях. В учении Иисуса практически нет упоминания о необходимости каких-либо жертв или формальных действий, после которых человек имеет право идти дальше. Пропуском служит всего лишь вера. И вера не в формальное жертвоприношение. Интересен вопрос, какой же веры требовал Иисус когда Голгофы еще не было. Наиболее вероятным ответом является следующее: Иисус, во-первых, несомненно требовал веры в Его слова и Него, и, во-вторых, что самое главное – требовал веры в то что каждый человек является дитем Бога.
Иными словами, учение Иисуса было гораздо более доступным для масс, нежели апостольское. В поздней трактовке нечистый человек не может приступить к святому Богу. Нужен акт очищения. В учении Иисуса к Богу может приблизиться любой, кто верит Иисусу и верит в усыновление Божье. Я думаю, разница ощутимая. В первом случае мы отделены от Бога, лишь узкий мостик проходит над пропастью вечного небытия. Во втором случае, Отцовская любовь не знает границ, она проста и не требует ничего, кроме открытого сердца. Я думаю, учение Иисуса поражало своей простотой. У людей она вызывала недоуменный вопрос: “и это все?!?”. Разумеется, эта простота радовала. В иудаизме, как и во многих религиях, между человеком и Богом стояло слишком много формальных препятствий.
Логическим следствием этой простоты доступа к Богу являлось обилие случайных или даже негодных людей, назвавшимися детьми Бога. Наподобие Иуды Искариота. Однако в этом нет ничего необычного. И в наше время много негодных людей могут заявлять о своей вере в Иисуса и Голгофскую жертву и оставаться такими как прежде. Иисус во время своей земной жизни так же допускал, что много людей могут временно войти в Небесное Царство. Он учил что эти люди “без брачных одежд” выйдут из Царства так же как и вошли в него.
Вот еще пара отличий парадигмы Иисуса от общепринятой христианской парадигмы. Вера в “окропление кровью” предполагает веру в формальное освящение, наделение святостью, необходимой для приближения к Богу. В учении Иисуса этого не требовалось. В качестве “формальной святости” выступала вера человека в отцовство Бога. В Царство Божье люди могли входить такими какие они есть. Лишь с течением времени, как учил Иисус, человек был обязан доказать на деле свое духовное рождение – принести духовные плоды – любовь, радость, милосердие и так далее. В настоящее время мы не требуем наличия подобных плодов. Мы останавливаемся на достаточности факта “окропления кровью”. Хотя и понимаем, что по идее этого может быть недостаточно.
Общепринятая сейчас христианское вероисповедание оперирует юридическим актом, законом, как это не парадоксально. Акт прощения позволяет верующим получить спасение. Учение Иисуса не содержит данного формализма. Царство Божье – понятие скорее пространственное, нежели юридическое. Иными словами, невидимое “облако” (cloud) Царства Божьего находится в сантиметре от вас. Никто не может воспрепятствовать вам войти в это духовное Царство. Проблема лишь в том, как там остаться. Это благодать в истинном понимании этого слова!
Смена христианской парадигмы, вероятнее всего, будет болезненной. Взять для примера эпоху Реформации. Однако данное изменение будет абсолютно необходимо. Теория Божественного прощения как юридического акта “сверху”, кажется, теряет свою силу, как потеряло свою силу идея покупки спасения в средневековье. Чтобы успеть за стремительно меняющимся сознанием человечества (которое несомненно меняется в согласии с планами Бога, я полагаю) христианам необходимо сделать свою проповедь максимально точной и безукоризненной, так скажем. Современный человек начинает понимать, что в жизни все решается не посредством актов и законов от вышестоящих инстанций, а посредством неформальной доброй воли и открытости. Именно сейчас государственные инстанции теряют ореол святости и возвышенности. Время все чаще показывает, что все вышестоящие инстанции становятся все более и более бессильными в попытках влиять на людей. Евангелие Иисуса – Евангелие Царства Божьего, которое находится здесь и сейчас, лишенное формальных препон, показной святости и напыщенности – это то, к чему необходимо вернуться. Жизненно важно.