В каком теле воскрес Христос? Каким видели это тело все свидетели возвращения Христа из “мира небытия”? Можно выделить две основные версии о природе нового тела Иисуса Христа. Либо это было материальное человеческое тело с “дополнительными возможностями”, либо это было нематериальное тело. Евангельские свидетельства на этот счет далеки от тотального совпадения. Рассмотрим их вкратце.
Евангелие от Матфея.
“Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему” (28 глава). Данный текст говорит о древнем обычае касаться уважаемого или святого человека при встрече в знак почтения. Ученики здесь прикасаются к Иисусу, значит можно сделать вывод о том, что Матфей говорит о материальном теле Христа.
Евангелие от Марка.
“После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение” (16 глава). Данные слова можно истолковать скорее в пользу того, что тело Иисуса видоизменилось, значит оно имело нематериальную природу. Марк не утверждает, что “глаза учеников были удержаны”, как тверждает Лука ниже, он утверждает что Иисус предстал им в “ином образе”.
Евангелие от Луки.
“Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его” (24 глава). Два ученика не узнают Христа поскольку им была “показана” другая, так скажем, картинка. Вывода о природе тела Христа здесь сделать нельзя.
“И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них“. Эти слова скорее всего склоняют читателей к версии о материальном теле Христа (он берет хлеб в руки), которое, несмотря на это, было способно исчезать. Возможно так же, что Лука имеет ввиду, что глаза учеников были опять “удержаны” и Иисус сам по себе не исчез – его просто перестали видеть. Непонятным здесь является нежелание Иисуса быть узнанным до какого-то момента и манипуляции с “визуальной информацией”.
“Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа“. Лука единственный из всех евангелистов, достаточно смело, надо сказать, передает мысли всех апостолов. Цель у этого одна – он хочет подчеркнуть мысль, что тело Иисуса представляло из себя не бесплотный дух, а было материальным. Иисус у него говорит следующее после этого: “Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.” Затем, желая доказать свою материальность Иисус ест рыбу и мед: “И, взяв, ел пред ними“. Достаточно проблематичным является описание последующих событий у Луки. Иисус, по его словам, уже не исчезает, а просто выводит апостолов до Вифании и там возносится на небо. Согласно другим евангелистам, до вознесения прошло достаточно много времени, в течение которого апостолы сходили в Галилею и вернулись обратно в Иерусалим. Позиция Луки ясна – он видит тело Иисуса материальным даже когда Иисус возносится на небо: “скрывается за облаками”.
Евангелие от Иоанна.
“…обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус” (20 глава). Мария Магдалина в саду, как и два ученика на дороге, не узнала Иисуса. Возможно, в предрассветный час было еще слишком темно, чтобы узнать человека – утверждают многие комментаторы.
“Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему“. Данное свидетельство явно не относится к формальностям Моисеева закона – Иисус был жив, и прикосновение к нему не могло повредить ни ему, ни Марии. Данная просьба имеет смысл только если к Иисусу было бесполезно прикасаться – то есть его тело было нематериальным. Отнесем эти слова к косвенному свидетельству о нематериальном теле Христа.
“…когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди“. Если двери тела были закрыты, то материальное тело, пусть даже невидимое, не может проникнуть в помещение. Значит, Иисус материализовался каким-то образом. Обычно этот факт относят как к способности нового материального тела Христа, так и к его возможному духовному телу.
“Он показал им руки и ноги и ребра Свои” – в данном отрывке Иисус однозначно демонстрирует свое узнаваемое материальное тело. Это повторяется и в другом месте: “Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим“. То есть если у Иисуса остались шрамы после распятия, то его тело было прежним. Правда, Фома, согласно Иоанну, так и не дерзнул прикоснуться к Иисусу и проверить наличие шрамов и бывших ран.
“А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус” (21 глава). Эту историю Иоанн рассказывает о встрече Иисуса на берегу Геннисаретского озера. Можно допустить что опять было раннее утро и Иисуса нельзя было увидеть отчетливо. Однако, неузнавание уже становится тенденцией. Тем более это странно, если учесть что в воскресении Иисуса апостолы уже не сомневались.
“Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь” – данное воспоминание апостола Иоанна подтверждает, что неузнавание облика Иисуса было не случайным. Апостолы и Иисус сидели рядом, однако им хотелось спросить Иисуса – это ты? Они, судя по всему, узнавали голос, доводы и привычку общения Иисуса с ними, но не его внешность. Наиболее логичное объяснение этому – наличие у Иисуса нового тела с незнакомыми апостолам чертами. Подобная трансформация означает что у Иисуса было диховное, нематериальное, неземное тело.
В пользу нематериального тела Иисуса высказывается Петр в своем послании: “потому что и Христос… быв умерщвлен по плоти, но ожив духом…” (1Пет.3:18-20). Часто комментаторы толкуют это место в том смысле, что плоть Иисуса была убита, но воскрес он с помощью Духа. Однако как сопоставление: смерть – плоть, жизнь – дух, так и последующий контекст (Иисус в качестве духа проповедует другим духам) говорят о том, что имел в виду Петр. Он имел в виду, что Иисус воскрес в духовном теле, а не в материальном.
Апостол Павел в своих посланиях никогда не настаивает, что Иисус воскрес в своем земном теле. Говоря про воскресение как таковом он утверждает следующее: “То же и с воскресением мертвых: кладется в землю тленное – встает нетленное; … у земного человека из плоти и крови нет наследия в Царстве Бога, и смертное не сопричастно бессмертному.”
Проблема в том, что у многих верующих начинается паника от одной только мысли о том, что их земное тело будет безвозвратно утеряно, сохранено будет лишь только то, что было внутри тела – личность. Не отрезвляет таких и то, что при сохранении в неизменности физических тел на небе будут те же земные расы – черные, белые, красные, желтые и так далее. Что если воскрешать земные тела – то надо будет восстанавливать и все уродливые природные проявления в человеке, восстанавливать так же ненужные в духомном мире органы – пищеварения, репродукции, механизмы иммунитета и так далее. Однако, очевидно, что наши земные тела будет действительно безвозвратно утеряны, и все, что “не сопричастно бессмертному”, исчезнет навсегда.
Даже Христу, который, согласно Евангелию, был творцом нашей Вселенной, христиане неосознанно приписывают земной облик еще до сотворения нашей планеты. Образ стандартный: длинные волосы, борода, длинные одежды. Данный антропоморфизм, несомненно, вызывает улыбку. Мы не знаем как выглядел Христос до своего воплощения. Он мог выглядеть как угодно. Даже его апостолы на земле после его воскресения не были уверены в каком облике предстанет их Учитель в следующем разговоре. Хотя пора бы смириться с тем, что мы не выбираем свою внешность – свое тело, лицо. Единственное что мы можем выбирать – это то, что внутри. Свою личность.