Целая глава посвящена речи Стефана в книге Деяния Апостолов. Вся история Израильского народа была перессказана Срефаном перед тем как иудеи, “заткнув уши, с громким криком бросились на него”. Почему Стефан, почти буквально повторивший слова Петра о “убийстве Праведного”, был забит камнями, а Петру было позволено продолжать проповедовать в Иерусалиме?
Задолго до истории со Стефаном Петр исцелил хромого калеку у Красных ворот Иерусалимского храма и начал проповедовать собравшемуся народу. Это было многолюдное место, мгновенно собралась толпа.”Это не мы исцелили его – это Бог Авраама, Иссака и Иакова!”. “Вы убили Мессию, но я понимаю – это было по незнанию”. “Наш Мессия – Иисус, который скоро придет к нам”.
Через толпу пробрались храмовые стражники, которые и прервали проповедь апостолов о воскресшем мессии. Саддукеи, в отличие от фарисеев, не верили в воскресение и они не могли принять факт публичной проповеди об этом. Апостолов повели во внутренние помещения храмового комплекса мимо столов меновщиков и продавцов скота.
Апостолы провели в тюрьме ночь, а на следующий день предстали перед экстренно собранным Синедрином. В Синедрионе уже не первый год длилось соперничество фарисеев и саддукеев, и поэтому обвинить апостолов в “еретическом учении” о воскресении было нереально. Но несомненно, совершенное чудо и быстрорастущая группа, признающая Иисуса из Назарета Мессией, вызывала у всех них беспокойсво.
На заседание “собрались начальники, старейшины, книжники, Ханнан первосвященник, Каиафа и Иоанн, Александр, и прочие из рода первосвященнического”.
В древности первосвященничество было наследственным и пожизненным, но во времена римского господства эти должности стали объектом интриг, подкупа и взяточничества, и первосвященники приходили к власти и низвергались, так что между 37 и 67 г. сменилось 28 первосвященников. Потеряв свой сан, первосвященники еще часто сохраняли большое влияние. Хотя первосвященничество и перестало быть наследственным, оно все еще являлось прерогативой лишь нескольких семей. Из упомянутых 28 первосвященников все, за исключением шести человек, были членами четырех семейств. Члены этих семейств пользовались особыми правами, и именно они были известны как первосвященники.
Апостолам посреди собрания этих людей, лишь недавно организовавших беззаконное судилище над Иисусом, был задан вопрос: “какою силою или каким именем вы сделали это?”.
Смелый ответ Петра примерно звучал так: “именем Иисуса Помазанника из Назарета, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись”.
Синедрион посчитал Петра и Иоанна людьми некнижными и простыми. В греческом оригинале слово, переведенное в Библии как “некнижные”, означает, что Петр и Иоанн не имели никакого специального образования, особенно в сложных правовых вопросах. Слово же, переведенное как “простые”, имеет в оригинале значение, что они были профанами и дилетантами, не имеющими никакой профессиональной квалификации. Таким образом, синедрион считал их людьми необразованными и без профессиональных званий. Академическое чванство рождает порок гордыни.
“Приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою, говоря: что нам делать с этими людьми? Всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отрицать этого; Но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей. И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса”.
“Но Петр и Иоанн (опять же весьма смело) сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали. Они же, пригрозив, отпустили их”.
Почему они их отпустили? Почему Стефан, который перессказал весь Ветхий Завет, был все же казнен, а Петр и Иоанн отделались испугом?
Ответ следующий:
- Иоанн и Петр ни единым словом или поступком не дали намека что они как-то противостоят Закону Моисея и устной традиции. Они даже зашли помолиться в стандартное время для молитвы.
- Они не нарушали закон тем, что признавали кго-то еврейсим Мессией. Как в то время, так и после было большое количество так или иначе признанных “мессий”. В данном случае Мессией был назван человек, который был распят, но воскрес, и который должен был вот-вот вернуться на землю.
- Фарисеи поддержали апостолов поскольку они верили в воскресение, на котором делали ударение ученики Иешуа из Назарета. История первой церкви, существующей ВНУТРИ ИУДАИЗМА, обязана этим прежде всего фарисеям.
- Иудеи убили Иисуса – но они “сделали это по незнанию”, “исполнив волю Бога”. “Так было нужно”, и в этом, якобы, никто не был виноват. Подобная мягкость возможно весьма понравилась последователям Иисуса из среды фарисеев.
Чтобы ответить на вопрос почему, в таком случае, убили иудея Стефана, надо вспомнить почему распяли самого Иисуса.
- Иисус не особо соблюдал формальности и, например, не утруждал себя публичной молитвой в определнные часы в храме, как и другими обрядами, обетами и так далее.
- Иисус утверждал что Он, прежде всего, Сын Бога, сотворившего все народы, а не еврейский мессия или “сын Давида”.
- Иисус не играл в богословские игры, не подстраивался под иудейские течения и не шел на компромиссы с первосвященниками.
- Иисус обвинил в своей будущей смерти отвернувшихся от Бога священников, любящих деньги или умерших духовно в оковах религиозной обрядности.
Наконец, что самое важное – Иисус не считал что для спасения людям нужен храм, Иерусалим или иные места и святыни. Он учил о поклонении в Духе и пророчествовал конец Иерусалима и храма.
Стефан, в отличие от Петра и Иоанна, имел смелость напомнить учение Иисуса более точно и детально. Он, судя по всему, отверг поклонение храму и ненужную обрядность. Он осудил убийц Иисуса гораздо более жестко, нежели Петр. Стефана убили за то же, что и Иисуса.
Церковь Христа около 40 лет была лишь ветвью иудаизма… Даже в Новом Завете невооруженным глазом видны искусственные утверждения, призванные привлечь евреев. Но эти время подошло к концу ко времени разрушения Иерусалима. Иного быть и не могло – учение Иисуса – вселенского масштаба, оно не вмещалось в иудаизм. Когда язычники стали принимать проповедь учеников Иисуса, верующие фарисеи возмутились первыми – “скажите им что для спасения они должны соблюдать Закон, а не только верить в Иисуса!”. Апостолы сказали “нет”. И тогда начались гонения.
Апостолы, кроме того, сделали большую ошибку, основав в Иерусалиме коммуну с общей кассой. Кончилось это тем, что первая церковь начала голодать и собратья-язычники собирали им пожертвования. Апостолы проиграли первую битву – и с богословской, и с социальной точки зрения. Однако проигранная битва не означает проигрыш в войне. Возможно нам нужны горькие разочарования чтобы утвердить нашу веру.
Тело Стефана, лежащее на земле посреди уличной иерусалимской толпы, стало для апостолов переломным моментом, горьким прозрением и сигналом для начала их служения для всех людей, а не только для своих собратьев по крови.