Если кто не знает – во многих так называемых евангельских церквях, особенно на территории бывшего СССР, человек считается новообращенным и доказавшим наличие духовной жизни если он выходит вперед и произносит молитву покаяния перед всеми присутствующими на богослужении. По крайней мере, так было лет 10 назад. Покаяние в подобной форме считается евангельским и соответствующим новозаветному учению. В принципе, в Новом Завете действительно есть много мест, говорящих о подобном покаянии. Однако несмотря на это, такая форма покаяния является обрядом, задуманным, несомненно, во благо, но все же обрядом. Главное доказательство этому – сама жизнь. Как обряд хлебопреломления не всегда приближает к Богу, так и публичное покаяние не всегда является начальной точкой отсчета в духовной жизни человека.
Самое распространенное объяснение почему однажды покаявшийся публично человек, принявший на веру все вероучение церкви, и теоретически родившийся свыше, может оставить Бога, состоит в том что, мол, неизвестно что там происходит в сердце человека. Вроде покаялся, а в сердце что-то нехорошее осталось: вот и отпал от веры. И возможно так оно и есть! И значит публичное покаяние – лишь обряд, нечто внешнее, некий религиозное действо, в результате которого человек может как родиться свыше, так и не испытать подобного рождения. Этот обряд полезен с двух точек зрения. Как бы то ни было, во-первых, он примерно “обозначает” рождение свыше, помогает человеку определиться. И, во-вторых, он часто нужен для общины, которая должна определять принадлежность новичков – свой он или чужой. Если человек имеет решимость выйти публично вперед, значит он свой. Хотя на практике случается, что даже если человек вышел вперед с покаянием, это не означает что он станет своим для общины. Ни один обряд не может дать стопроцентной гарантии. Пастор церкви, взирая на кающегося грешника, часто думает про себя: родится он свыше или нет?
Первая особенность упоминаний покаяния в новозаветных текстах состоит в том, что иногда призыв “покайтесь” идет вместе с призывом к вере, а иногда – нет. В частности апостолы призывали в Деяниях к покаянию в день Пятидесятницы. С другой стороны, сам Иисус делал акцент прежде всего на вере как на необходимом условии вхождения в Царство Божье на земле. Согласно Иисусу, лишь настоящая вера может привести человека к рождению свыше. И вместе с этим, Иисус не исключал покаяния. Хотя и не требовал его. Для примера, в беседе с самарянкой Иисус изложил женщине преимущества духовного общения с Богом и веры в слова Иисуса и Его миссию. И лишь под конец беседы Он намекнул на то, что у женщины не все в порядке в личной жизни. А ведь Иисус мог начать свою беседу с требования покаяния. Во многих случаях исцелений Иисус не требовал вербального покаяния в грехах перед тем как Он совершал свои чудеса.
Почему покаяние не всегда занимает первое место? Вероятнее всего потому что требование покаяния – это элемент учения Иоанна Крестителя, который плавно перешел в группу апостолов Иисуса. Так же как и водное крещение. Как известно, сам Иисус не преподавал крещения – это делали его ученики. То же самое и с требованием покаяния. Как водное крещение не было частью откровения Иисуса, так и требование покаяния. Однако поскольку эти обряды помогали верующим, Иисус не отвергал их. Ядром учения Иисуса является вера и страстное желание жить с Богом. Все обряды, которые по определению не могут гарантировать наличие духовных сил, по идее находятся на периферии, они второстепенны. Однако в контексте человеческой культуры и религиозной жизни большинства людей, обряды занимают первое место. Иисус прекрасно это осознавал.
Второй особенностью является то, что покаяние в текстах Нового Завета – это не только сожаление по поводу содеянных грехов. Греческое слово “метанойя” скорее всего означает “обращение”, “поворот”. То есть это гораздо более емкое понятие. Оно включает в себя нежелание жить старой жизнью, стремление обновиться, внутренне измениться, сблизиться с Божественной силой и так далее. Возможно, говоря о покаянии, Иисус и Иоанн Креститель имели в виду скорее “обращение”, а не упрощенное покаяние. Если так, то термин “обращение” прекрасно согласуется с требованием веры, исходившим от Иисуса. Подобное обращение, к сожалению. невозможно представить в виде отдельного простого обряда покаяния в грехах.
Даже если человек исповедует свои грехи и сожалеет о них, это может не означать что он “обращенный”. Если человек вышел вперед на богослужении и кается во грехах, это значит что он осуждает свои поступки. Однако это не всегда значит что у него есть достаточно веры и любви к Богу, чтобы так больше не поступать. Лишь только время покажет, насколько настоящими были те внутренние духовные процессы, которые вывели человека совершить обряд покаяния.