Всех людей, активно думающих над учением Павла и применяющим его принципы в жизнь, несомненно, можно отнести к талантливым и глубоким. Еврейскому образу мышления вообще присуща сложность и комплексность. Вот и апостол Павел, которому не посчастливилось быть учеником Христа (Павел не принял учения Иисуса при Его земной жизни, но обратился позже), создал достойную удивления и восхищения теологическую систему, которая тогда оказала самое эффективное воздействие на умы римлян и греков.
Учение Павла, возможно, даже выходит за рамки теологии.
Взять, к примеру, медитативное размышление на тему “я сораспялся Христу”. Это несомненно похоже на определенную психологическую технику, наподобие тех, что разработали католики в своих монастырях. Представьте себе – вы висите на кресте, вашу руки прибиты к дереву, вы не можете ими пошевелить, а внизу суетятся люди “мира сего”. Соотносится ли как-либо подобная техника с духовной жизнью? Несомненно, она влияет на нее! В жизни тех, кто “дорос” до уровня апостола Павла.
Другой пример – идея Павла о “смерти для греха”. Пусть это был явный или неявный вывод из философии иудаизма с ее идеями и возвышенными понятиями о “жертве Богу и святости”. Но внезапно Павел начал употреблять понятие “смерти для чего-то” в проповеди христианства. Вот он предлагает умереть для закона Моисея. Вот – умертвить “плотские дела”. Или умереть для “стихий мира”.
Подход наподобие “почитайте себя мертвыми для чего-либо” очень похож на психологическую практику. Напомню – Павел пишет о том, что нужно вначале “умереть” для конкретных негативных дел или понятий, а затем “воскреснуть” и “жить” в обновленном состоянии. Любая современная психотерапия направлена на лечение расстройств, устранение патологии. Психотерапевт, вероятно, вполне может начать ваше лечение с предложения переживания и переосмысления ваших негативных эмоций. Вам их придется во время сеанса психотерапии осознать, испытать и полностью выразить (утилизировать). К примеру – вы вспомните свой гнев, его проявления, затем чувство вины, и затем терапевт может заставить вас направить гнев и отрицание на ваш плохой образ мышления. У Павла это выражено просто и разрушительно: “пусть это умрет”. Вы проклинаете свой “грех” самым страшным проклятием – смертью.
Далее психотерапевт скорее всего “закрепит” этот процесс с помощью ваших же положительных чувств и установок. Подобное возрождение, “ревитализация” может быть возможным если вы с энтузиазмом воспримете планы продолжать все теперь уже “как правильно”. И это очень похоже на второй призыв Павла “воскреснуть”, “ожить”. Причем у Павла подобное воскресение “пациента” не происходит в одиночестве! Человек “воскресает со Христом”, вместе с Ним! Павел, возможно, уже две тысячи лет назад свел психологию и религию воедино в данном вопросе. Некоторые пытаются применить все это на практике, но далеко не все: ведь и к психологии у людей сейчас довольно настороженное отношение.
Этот подход, “умереть – ожить” встречается так же… в русских сказках. Весьма возможно таинственные народные сочинители вольно или невольно понесли эту идею в народные массы. Речь идет о “мертвой и живой воде”. Вы помните? Надо сначала полить раны мертвой водой, все заживет, а потом живой водой. Детям, читающим сказки о мертвой и живой воде, это все кажется таинственным, чудесным. Как оказалось — это несет в себе многовековую мудрость, которую мы заново открываем для себя.
Насколько эту теологическую идею можно соотнести с учением Иисуса Христа?
Во-первых, несомненно, стоит упомянуть что Иисус просто фактически не мог учить идее “умирайте вместе со Мной и воскресайте во Мне” во время Своей жизни, поскольку Иисус три года ничего не упоминал о Своей смерти. Впервые Он сделал это (упомянул о Своей смерти и воскресении) за несколько месяцев до Голгофской трагедии. Но ни один из апостолов Ему не поверил или, кажется, они вообще не поняли, о чем была речь!!! Евангелие, которое начиналось со смерти Иисуса, появилось после смерти Иисуса. Сам Христос три года проповедовал так называемое “Евангелие Царства Бога”, которое нам предстоит вскоре открыть для себя заново.
В учении Иисуса нет прямой надобности для терапевтического подхода “умертви – оживи”. Учение Иисуса о другом: оно основывается на утверждении что в нашем разуме УЖЕ присутствуют все духовные и психологические “ингредиенты” для нашего исцеления и совершенствования. Более того – сам процесс уже запущен и идет. От нас требуется одно – твердо верить в это и не сопротивляться действию Духа Бога внутри себя.
Нет в учении Иисуса и “борьбы с грехом” как такового – все скорее крутится вокруг действия Духа в человеке и позитивному стремлению человека к совершенству, к Богу. Учение Иисуса находится “этажом выше” нежели все эффективные подходы апостола Павла. Впрочем, он и сам это неоднократно говорил, что духовная жизнь — это большая тайна. Но кому же нужны бесконечные тайны? Людям нужна простая и эффективная религия. Павлу пришлось объяснять сложные вещи на уровне и языке народной религии. Кажется, у него получилось, но со временем человечество вновь забыло его слова, пока, наконец, заново не открыло их для себя в эпоху Реформации.
Здесь могут возразить, что Иисус вообще-то упоминал об идее “смерти” как самоотречения. Да, говорил, но не в том контексте, в котором говорил Павел. Несколько раз Он укрепляет своих учеников перед гонениями и страданиями: “отвергнись себя, возьми свой крест”. Но эта ситуация понятна: это касается решимости в моменты бури. Павел же, возможно, учил о сознательном сопротивлении каждому греху, вплоть до желания съесть излишнюю калорийную булочку. Учение Иисуса легче понять если современным языком пересказать Его притчу:
Царство небесное — это нечто, подобное человеку, который бросил хорошее зерно в землю; и пока он спал по ночам и занимался своими делами днем, семя всходило и росло, и хотя он не знал, как это случилось, растение стало плодоносить. Сначала появилась зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. А затем, когда зерно созрело, человек взялся за серп.
Вы видите здесь особые усилия, скажем, в требовании стоять на коленях как можно чаще? Или не пить лимонад? Нет. Растение растет само, и успех зависит скорее от почвы и благоприятных обстоятельств. Человек часто понятия не имеет как все получается. Религия же предлагает усилия или в сфере обрядовости, поведения или даже обыденного мышления. Хотя, усилия, несомненно, нужны. Однако в учении Иисуса эти усилия лежат в иной сфере. Напрасно нервничать и заставлять себя НЕ ГРЕШИТЬ (или считать себя “мертвым” для сладостей или алкоголя) – надо стремиться к Свету Совершенства. Это сугубо позитивное стремление должно происходить, скорее, в сфере высшего нравственного сознания. Его древние называли “сердцем”. Это там, где живут наши высшие идеалы и ценности. Вершина нашей личностной пирамиды. Когда христианство в будущем осознает это – оно потеряет мрачность, безысходность, станет гораздо более спокойным, радостным, и более “музыкальным”.
Возвращаясь к личным советам Павла – можно смело предположить, что эти советы он испытал на личном опыте и они ему, несомненно, помогли. Он искренне и желая помочь поделился тем, что знал и что умел. Теология, дополненная элементами знания психологии, созданная в свое время апостолом Павлом, уникальна и достаточно эффективна, как и прежде. Но все же, нам необходимо вернуться к учению самого Иисуса Христа. Потому что между первичным и вторичным, все же, есть очень большая разница.