Потребность верить – это нечто наподобие инстинкта в человеке. Наряду с другими инстинктами: самосохранения, сексуального влечения и так далее, вера помогает человеку и цивилизации выжить. Религия, рожденная верой, выражает ценности, которые вдохновляют общество и дают им смысл развития. Собственно, вдохновляться можно и без религии – даже используя свою личную, персональную веру.
У каждого человека есть свои ценности, своя вера: высокая или низкая, красная или синяя, двухмерная или трехмерная. Этот феномен, будучи нематериальным, все так же сильно влияет на людей и на материальный мир. И люди с деловой хваткой, заметив это, начали пользоваться этим сверхматериальным инстинктом человека. Если задеть соответствующие “струны” веры человека, если духовный учитель или проповедник методично выражает словами невысказанную веру множества людей, то возникает религия или культ. Всю прошедшую историю человечества наполняют бесчисленные культы и религии. И этот процесс создания новых культов, и разрушения отживших свое – будет продолжаться всегда.
Поняли данную закономерность и современные психологи и лидеры: в обществе появились квазирелигиозные организации, методы сетевого маркетинга, групповые методики и даже политические группировки, основанные на эффекте веры. Любой прагматичный человек, имеющий смелость выступать публично и выражать свой символ веры, может организовать мини-культ – надо лишь знать какие “архетипы” верований имеют наибольший вес в обществе.
Атеистические мыслители, хотя и с весьма узкой картиной мышления, уловили эту возможность использовать веру человеческих масс для своей выгоды. К примеру, Ленин считал, что вера рождается лишь бессилием темных людей, которые не могут добиться достойных условий жизни. “Религия – это опиум для народа”. И затем эту веру используют “эксплуататоры и капиталисты”, заставляющие людей безропотно работать за обещанную им награду “в вечности”. Пусть данная теория ошибочна хотя бы потому, что вера рождается абсолютно везде и у людей любого достатка и положения, она все же верно постулирует, что за религией может стоять жажда денег.
Задолго до трудов Ленина сам Иисус Христос обличил священников и богословов, которые превратили возвышенную веру людей в источник своего дохода. Вера ведет человека к совершенству, пусть медленно и с ошибками. Но если “блюстители религии” и “авторитеты” просто занимаются выдумыванием своих собственных законов и традиций ради прибыли – такая религия становится предметом ненависти и презрения.
Мат 23:2-4: “и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и пальцем пошевелить”
В этих словах понятно, что Иисус имел в виду – религиозные авторитеты выдумывали религиозные запреты и законы якобы от лица Бога, и поэтому не особо их соблюдали. В этих словах слышится негодование Бога по отношению к хитрым и бессовестным священникам, паразитирующим на вере простых людей и богатеющим на обкрадывании необразованных верующих: “Вы обязаны жертвовать Богу больше!!!” Ситуация усугублялась тем, что религия в то время составляла одно целое с государством, и простые люди могли не согласиться со своим священством только если были готовы быть изгнанными из своего народа. Подобная ситуация повторилась и с христианством в средневековой Европе, где католическая церковь поступала подобным образом.
Деньги – вот что по-настоящему интересовало высокопоставленных противников Иисуса. Когда Иисус обличал их, они смеялись ему в лицо, “потому что были сребролюбивы”. “Горе вам, книжники и фарисеи! Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен». Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?” – здесь Иисус указывает на истинную сущность жадного духовенства – они так ценили золото, что в своих законах о клятве неосознанно поставили значимость золота выше значимости храма. Финансовый вопрос был одним из факторов убийства Иисуса – Его проповеди поставили под угрозу стабильный доход богатейших семейств священников Иерусалимского храма. Случай когда Иисус выгнал менял и торговцев из храма, вероятно, переполнил их чашу терпения и они решились на крайние меры. Как банально! Те же самые “большие деньги” до сих пор решают человеческие судьбы – как в политике, так и в религии.
Времена изменились – сейчас уже почти не осталось государственных церквей, в наш век свободы каждый решает сам что ему делать и что не делать в своем поклонении Богу. Сейчас можно вежливо не согласиться со священником. Однако в церквях, мечетях и синагогах полно представителей духовенства, которые по-прежнему “говорят, а сами не делают”. И такие по-прежнему заняты прежде всего манипулированием и выбиванием денег из верующих. Для многих “дельцов от религии” – вера это “спрос”, а их деятельность и проповеди – “предложение”. Просто надо разобраться “как это работает”. Один из бывших служителей церкви в Америке хвастался что объяснил как устроен религиозный “бизнес” печально известному пастору из Украины Владимиру Мунтяну – так называемому “13-му апостолу”. Записав наставления опытного пастора из Америки, Мунтян взялся за дело и… создал свой христианский культ, где он позволяет избивать, насиловать и употреблять кокаин – а люди все равно собираются в его “церкви”. Видимо, методика работы была действующей, и “бизнес заработал”. “Почему так?” – спросите вы. Вера – это как нож. Ножом можно резать хлеб и мясо, а можно его и не по назначению пустить. Религия так же может приносить свет и успокоение – а может страдание и горечь. Все зависит от того, в чьих руках находится власть. Нам дана свобода и потребность верить. Так устроен наш мир.