Итак, пользуясь случаем, был в католической церкви.
Пришел заранее занять место поближе к алтарю. Но народу было мало. Как и в протестантских церквях, большинство людей было преклонного возраста. Четверо из них стояли за столом и что-то обсуждали. Я открыл рот и спросил есть ли у них служение сегодня. В любой общине, где в первый раз появляешься, вид людей при вопросе именно такой: тишина, полное внимание и изумленные округленнo-любопытные глаза.
Получив положительный ответ и войдя в зал, я отметил эстетику католических общин. Это статуи (отзвук римской империи), картины (в этой общине были нарисованы не слишком удачно), растения, аккуратные свечи в цветных стеклянных подставках. Европейские и американские протестантские общины были рождены в лоне католичества, однако они решили сократить количество красивого в церкви. Может, когда-то такой шаг и был оправдан, но сейчас красоту надо возвращать. Надо.
На центральной стене в церкви возвышается распятие Иисуса. Смотрите картинку. Не крест, как у протестантов, а именно распятие. Вид этого, несомненно, влияет на присутствующих в зале. Все кажется более серьезным. По левую и правую стороны – я полагаю, Иисус и Мария. Может Иосиф и Мария, честно, не уверен. Однако я задумался – сам факт того, что там находятся мужчина и женщина, говорит, что это великолепный религиозный брэнд. Даже евангелики и протестанты слегка отстают от католиков в этом отношении. Философски эти рисунки и статуи говорят, что и мужская и женская природа являются, по сути, святынями. И это очень симпатично по сравнению, с тем же исламом. Это привлекает людей.
Я знал заранее, что вся Месса (этимологию этого слова до сих пор не пойму), или литургия, крутится вокруг жертвоприношения Христа, Его плоти и крови, как бесконечного источника благодати. Зацените непревзойденный римский прагматизм: они и построили все служение вокруг хлеба и вина, в которые преосуществляется Христос, сделали его центром и пригласили всех в этот сакральный “магазин” благодати, где все это продают “особые” люди в странных одеждах. Можно ли за это осуждать? Ведь Христос – везде. Он может преосуществиться в наши мысли и чувства в любое время и в любом месте. Однако если Христос – везде, то значит и в хлебе и вине в Католической церкви. Тем более что в это верят много людей. А в то, что Дух Бога – везде, многие люди верят с трудом. Так за что же осуждать католиков? Их надо поблагодарить. Они несли служение на 200, не 300 и не 500 лет. Гораздо больше. Они создали стабильную религиозную философию и организацию. Да, было много плохого. (Вы думаете протестанты или евангелисты – мирные овечки???) Однако было много и хороших священников, которые сотни лет добросовестно несли служение и сделали свое дело. Они привлекли людей к Иисусу, пусть и не идеально, но как смогли.
Был сильно удивлен, когда во время служения услышал резкий электрический звонок, похожий на сигнализацию. Это была запланированная сигнализация, как выяснилось. Звонки раздавались после молитвы священника над хлебом и вином, и, очевидно, означали точный момент, когда совершалось преосуществление. Я все же считаю, что этот звук надо заменить на что-либо благозвучное и красивое. Можно даже взять системные аудио-оповещения с Айфона. Они там красивые. У католиков прихожане выходят для причастия наперед. Я, разумеется, не вышел. Хотя хотел было выйти и скрестить руки на груди с зажатыми сверху кулаками – я читал, что этот знак означает “я не причащаюсь, но хочу вашего благословения”. Но решил не экспериментировать. Не помню точно, в какой момент вышли люди собирать пожертвования. В отличие от скромных мешочков у протестантов, это были огромные мешки с деревяной рукоятью длиной до метра или более. Я подумал, что да, у католиков были времена, когда они гребли деньги лопатой.
Никакого гендерной запутанности на служение не было. Был проповедующий священник – мужчина и женщина (в джинсовой куртке и с короткой прической), ведущая общее пение. Пели из сборников… . Подумалось, что ну это надо менять – такая динамичная литургия с хождениями туда-сюда, а пение из глубины веков. Как бы красиво звучала гитара или труба, особенно с такой акустикой! Да и любой современный аккомпанемент. Запомнилась девочка лет 12-ти. Она была одета в белый хитон, носила большой деревяный крест по залу, держала книгу перед священником, когда он из нее читал. Зал был обязан иногда повторять, так что повторение зала – это, кажется, не протестантское новшество. Девочка, кажется, была радостной и вдохновленной. Я сразу вспомнил слова Павла о Тимофее. О людях с врожденной сильной верой. Не могу сказать точно, конечно. Но когда я выходил из зала эта девочка в белой одежде стояла в дверях и мы пошли друг навстречу другу. Я всмотрелся в ее глаза, мне кажется я увидел веру и радость. Ну и да, простоту. Хорошо занимать свое место в обществе или общине, отведенное тебе Богом. Простые люди, делающие свое дело на совесть и получающие радость – что может быть лучше? Знание и мудрость делают нас чужими для большинства людей.
Я вышел из здания церкви, построенного где-то 50 лет назад, в семидесятых. На улице пекло солнце и стояла жара до 30 градусов. Я шел к машине на парковке, и осмысливал огромный вес многовекового духовного пути наших предков. Пусть католики и православные кажутся нам сейчас странными и немного чужими – весь древний мир был бы странным для нас. Осколки прошлого можно наблюдать в этих церквях. И, снова, и снова – я испытывал чувство благодарности тем поколениям верующих, которые сквозь века донесли нам веру так, как они смогли, так, как у них получилось. Good job. Спасибо, братья и сестры!