Многие усердные служители церкви, забросившие свои семьи и детей ради церкви как “Невесты Христа”, горько сожалеют о том что не проводили больше времени со своими детьми. Это потом. А до этого они превозносят идею апостола Павла, который первый сравнил церковь с Невестой Иисуса Христа. Когда я пришел к Богу и впервые услышал рассуждения на эту темы с кафедры, почувствовал себя неловко – это были мужские проповеди о церкви, которая представала в женском роде. Дальнейшие внутренние рассуждения о себе, как о мужчине в церкви, которая есть женщина, пришлось немедленно остановить ввиду смешения всех “традиционных ценностей”. Я остановился на толковании, которое предполагало лишь образное, но не фактическое сравнение. Духовное единство не имеет почти никакого отношения к плотским формам человеческого существования. Святость имеет духовную природу, и вероятно, “чистота” и “верность” невесты, которую выдают замуж, в словах Павла есть лишь образное сравнение, то есть некий идеал, выраженный понятным образом.
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна… Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5,25-32).
«Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 11,2)
Проблема, с которой можно столкнуться если чересчур сильно идеализировать подобный образ невесты, состоит в том что церковь или вся христианская конфессия становится объектом поклонения. Причем можно довести это до такого уровня, когда явно порочные люди могут руководить общиной или конгрегацией, но изменить устав или вышвырнуть подлецов будет невозможно, потому что “церковь суть Невеста Христа”, и ее служители “святы” даже если и грешат.
Мы встречаем “образ невесты” уже на страницах Ветхого Завета:
«Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис. 62,5).
Здесь, как видно, в образе невесты выступает Сион или Иерусалим. Напомню, что ни Иерусалим, ни Израиль так до сих пор и не признали Иисуса Мессией. Есть в Ветхом Завете образ того, что Израиль уже “жена” Бога:
«ибо Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его» (Ис.54)
При ближайшем рассмотрении становится понятно, что это не фактическая реальность, а лишь аналогия, которая объясняет верующим силу любви Бога.
В Евангелиях мы читаем что Иоанн Креститель сравнил Иисуса с женихом, а себя – с Его другом.
“Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться. (Иоан.3:28-31)
Но, как вы понимаете, Церкви тогда и в помине не было. Было лишь определенное количество евреев и палестинцев, которые верили в Иоанна и Иисуса Назарянина. И опять же – это вероятнее всего лишь выражение значимости момента и радости Иоанна, который дождался главного события своей жизни – прихода Мессии.
Затем сам Иисус в вопросе поста, сказал (видимо ссылаясь на слова Иоанна Крестителя) что пост во время свадьбы неуместен. А вот потом, когда свадьба кончится – другое дело. И опять же, кажется что Иисус делал ударение НЕ на факт, что Он – жених, и НЕ на то, что некое сообщество людей – “невеста”. Его аналогия подразумевала значимость момента, и образ свадьбы служил только для того, чтобы доказать что пост не так уж и нужен в тот момент в Его учении о Царстве Бога.
Таким образом, ко времени апостола Павла церковь уже давно должна была стать “женой”! Но нет, “свадьба” была отодвинута в будущее. Единственное объяснение, на мой взгляд – для того, чтобы сплотить поместные церкви, дать им образ надежды и значимость. Однако этот возвышенный образ, если задавать вопросы, не всегда полный и исчерпывающий. А если в церкви на одной скамье сидят праведный и откровенно грешный человек, лишь называющийся христианином? Если люди уходят из церкви, а потом возвращаются? Этот массовый поток наружу и внутрь тоже можно назвать “невестой” Христа? Значит ли что все верующие предстанут на Суд Бога как одна объединенная коллективная личность?!?
Так или иначе, церковь была возвышена и приравнена к “обществу Господа”, “Новому Израилю”, “Невесте” в белоснежных одеяниях. И люди стали… поклоняться Церкви, ожидая скорого Пришествия и зачастую забывая о своих неверующих родственниках и семьях. Люди охотнее верят в видимые и осязаемые святыни, нежели в абстрактные возвышенные идеи типа “Царство Божье внутри вас”. И Павлу пришлось однажды сказать что “Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного”, хотя сам до этого говорил что время близко, “образ мира проходит” и “женатый заботится о мирском, как угодить жене”. Возвышенный образ церкви как “невесты”, ожидающего скорого прихода “жениха”, мобилизовал многих, однако время показало что вера в Бога должна была быть направлена на долгое ожидание и что не стоило делать ставку на “коллективное спасение” – как Израиля, так и Христианской Церкви.
По сути, все это лишь игра образов, созданной талантливым апостолом Павлом и другими Библейскими авторами. Учение Иисуса не идеализирует церковь как таковую. Для Иисуса верующие в Него – друзья. Они собираются в своем круге, чтобы побыть друг с другом и с Ним. Иисус учил что главное условие спасение – личные отношения с Богом, а не принадлежность к религиозному институту или традиции. И с этой точки зрения, активным служителям вовсе не стоит бросать своих детей, неверующие семьи и всех остальных “инакомыслящих” на произвол судьбы ради иллюзорного и прекрасного образа “невесты Христа”. Мы имеем право не соглашаться с теми кто не принадлежит к “истинной церкви”, однако не в праве “во имя Господа” исключить их из своей жизни. Иначе это похоже на сцену из фильма “Формула любви”, где юноша влюбляется в женскую скульптуру, просит ее оживить, и не замечает живых девушек вокруг себя. Увы, такая “любовь” ведет лишь к разочарованию.