Как-то раз Иисус с апостолами проходили самарянскую деревню по пути в Иерусалим. Самаряне понимали Тору по-своему и враждовали с евреями, вероятно, не меньше чем сейчас палестинцы враждуют с теми же евреями. Учение Иисуса, как правило, не делало различия между язычниками и евреями, поэтому “интернационально” настроенные апостолы направились в деревню чтобы купить пищи. И тут произошло нечто неприятное. По какой-то причине вспыхнул спор, перешедший в ссору с самарянами. Вероятнее всего, апостолов прогнали камнями и палками. Вернувшиеся к Иисусу с синяками и ссадинами, апостолы были вне себя. И вот Иоанн и его брат Иаков в жажде отмщения, попросили Иисуса “дать им огня с неба”, чтобы сжечь непочтительную деревенщину. Так, чтобы на дороге валялись обожженные трупы в назидание другим. Чтобы запылали дома и пшеничные поля, чтобы столб дыма был виден из самого Иерусалима. Иисус в ответ на это отчитал своих учеников за жестокую мстительность и вспышку ненависти к людям.
Прошло много лет. Иоанн, последний из апостолов, оставшийся в живых, жил в Ефесе. Он был очень стар, разум его стал замутняться, однако его иногда выносили на стуле в середину христианского собрания, чтобы увидеть и услышать последнего апостола Иисуса Христа. Иоанн говорил только одно, вероятно то, что считал самым главным. То, что сам Иисус требовал от него лично. Указывая трясущимся пальцем на небо, Иоанн тихо повторял: “дети мои, любите друг друга”. Это был тот самый Иоанн, который некогда хотел увидеть обугленные трупы самарян под своими ногами.
В мире до Иисуса Христа было много религий, однако ни в одной из них человеколюбие не представляло какой-либо ценности. Мир жил без любви к человеку. То, что провозгласил Иисус в своем учении, изменило мир. В отличие от всех до единой религий древности, Иисус заявил, что Бога не надо искать и “ублажать”: Бог сам ищет человека, поскольку Бог… любит каждого человека! Иисус сравнил Бога со всеобщим Отцом, который смотрит на людей как на своих детей. Задачей человека, соответственно, становилась в том, чтобы научиться любить Бога в ответ. Для того, чтобы научиться любить Бога, надо было научиться любить “ближнего”. Кто же был ближним? Иисус в одной из своих притч сказал, что ближним может быть любой человек без всяких ограничений.
Дальше – больше. Иисус призывал апостолов не злиться, не мстить и любить даже врагов. Знаменитая фраза, над которой моральные слепцы смеются по сей день: “если тебя ударили в одну щеку, подставь другую” была адресована сильным людям, которые хотят победить зло добром, насилие – любовью, ненависть – дружбой. Разумеется, если бы эту фразу сказал не Иисус, а кто-нибудь другой, над ней можно было бы посмеяться. Однако это сказал Иисус, учение которого победило Римскую империю и определило черты современной Европейской цивилизации. Оказалось, человеколюбие стало секретным оружием христиан, их готовность любить врагов – сверх-оружием, перед которым не устояло ничто.
Молодая религия Иисуса Назарянина, как ни парадоксально, освободила людей на короткое время от доктринальных оков теологии. Во имя любви к человеку можно было пренебречь любыми предписаниями, будь то суббота, ритуалы или обычаи предков. Само понятие духовности определялось не знанием писаний или священным саном, а… способностью любить ближнего. Каждый мог осознать себя святым человеком! Но самое главное не это. Самое главное, ради чего тысячи христиан умирали мученической смертью, свидетельствуя об истинности учения Иисуса – это светлая, греющая душу и сердце атмосфера в общинах и собраниях христиан. Это новое ощущение было ни с чем не сравнимым ощущением радости, любви, и… присутствия самого Бога. Это была новая реальность бытия, и люди хотели жить в этой реальности, а не в циничном и развратном мире, где любви не было. Религия, где Господь умывает ноги своим ученикам, вытеснила все остальные религии с их гневными, мелочными и развратными богами.
Иоанн, который хотел сжечь деревню, понял учение Иисуса не сразу. Мир жесток, поэтому истину о любви к человеку сразу и не понять. Возможно, только увидев воскресшего из мертвых Иисуса, апостолы серьезно восприняли истину о человеколюбии, как высшую и действительно священную. Так или иначе, вот слова Иоанна, который, слава Богу, не стал карателем и разжигателем религиозных войн, следуя словам своего Учителя:
Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас…
Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.