Все мы невольно трепещем при виде облеченных большой властью персон. Не секрет, что видя нашу реакцию, властители испытывают чрезвычайное удовольствие. Итак, мы унижаем самих себя, а они, цари и президенты, взлетают еще выше. В древности цари и императоры в силу описанного психологического эффекта приравнивались к богам. Ну или к особо приближенным к Богу персонам. Действительно ли цари, короли, ханы, султаны, президенты и так далее на основании Библии – персоны особые? Не такие как все остальные?
Ну вот например, Ирод Великий. Согласно историческим сведениям, данный царь убивал людей практически ежедневно. Не щадил даже своих близких, родственников и даже детей. Когда какие-то “подозрительные” маги с Востока пришедшие в Иерусалим, рассказали о новом “царе” Иудеи, Ирод Великий автоматически сделал то, что он привык делать – убивать. Он убил всех малышей в Вифлееме. Тем более что обещавшие вернуться и рассказать о “младенце-царе” маги не вернулись к Ироду. Для тирана это был болезненный удар по самолюбию. Как известно, обида гордых и самовлюбленных людей обладает гигантскими размерами.
Самое любопытное в данной истории – это то, что Ангел предупреждает Иосифа и Марию об опасности и просит их бежать из Вифлеема с Иисусом. То есть сам Бог, в чьей руке должно быть сердце любого царя, решает проблему кровожадного тирана вот таким способом. Данная история является доказательством, что цари бывают испорченными злодеями, то есть обычными порочными людьми, которые имеют талант держаться у власти любой ценой. Стоит ли превозносить всех царей, королей и султанов? Вряд ли. Все люди одинаковы. “Маленький” человек создает маленькие проблемы, человек у власти создает большие проблемы.
Другой царь со страниц Нового Завета – Ирод Антипа. Он арестовал проповедника Иоанна Крестителя только за моральное осуждение в свой адрес. Посадив его в тюрьму, в силу “политической конъюктуры” он не мог его выпустить, боясь восстания или вреда своему авторитету, но и не хотел его убивать, потому что Иоанн был святым человеком. Ирод Антипа беседовал с ним, вслушивался в его слова, возможно, вздыхал иногда от осознания каких-то истин. Но вот однажды вся его “элита” собралась на пир. Он выпил немного больше чем нужно и смотрел как танцует дочь своей новой жены. Возможно, слишком откровенный танец девушки сильно обрадовал подвыпившего царя. И он пообещал ей все, что она захочет. И она захотела, того, что захотела ненавидящая Иоанна Крестителя Иродиада. Все мы знаем, какой сильной может быть женская ненависть. Можно только догадываться о чувстве, которое возникает в человеке, когда ему приносят на блюде отрубленну голову врага. Иоанна Крестителя убила порочность Ирода Антипы. Увы, цари – это такие же обычные греховные люди, волею судьбы оказавшиеся “наверху”.
Не сложились отношения у Ирода Антипы и с Иисусом. Иисус открыто назвал этого царя “лисой”. Нелестное название, за которым стоит коварство, хитрость и лицемерие. В природе есть и более благородные виды животных. Ирод Антипа знал, что среди его приближённых есть последователи Иисуса, он знал о многих исцеленных в его владениях, знал что Иисус не собирался становиться царем. Но он испытывал давление из Иерусалима. И через своих подданных намекнул Иисусу чтобы тот ушел из его владений. Иисус в ответ на это назвал его лисой и сказал, что идет в Иерусалим навстречу своей смерти.
В христианском богословии до сих пор существует трудность в объяснении “феномена” плохого царя. Например, царь Адольф Гитлер – от Бога или нет? Если да, то это чудовищно. Если нет, то как быть с данным отрывом из Библии: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Не вдаваясь в долгие толкования, нужно сразу выявить ключ к верному пониманию этого текста. Это исторический ключ. Дело в том, что приблизительно во время написания этого послания римлянам, в Риме правил Нерон. Гитлер того времени. Апостол пишет эти строки, зная, что их будут читать публично. И он пишет так, чтобы не подвергать христиан лишней опасности. Он поднимает планку требований к власти до неба. А в это время христиан уже начали гнать, затем их начали бросать львам, распинать вдоль улиц и поджигать словно светильники. Видя жуткий произвол по отношению к христианам того времени, какой вывод могли сделать читатели послания Римлянам? Только один – люди наподобие Нерона не являются “божьими слугами” потому что они несут зло. В отношении же власти как таковой Павел прав – анархия не от Бога, общество должно быть управляемым.
Русские христиане относятся к властям противоречиво. С одной стороны, всякая власть от Бога, говорят они, а с другой, весь мир вместе с властями лежит во зле. Могут привести место, где дьявол “дает власть тому кому хочет”. Ввиду данного противоречия, отношение к царям и президентам похоже на отношение к “святому сатане”. Возможно, интеллектуальный ступор в этом отношении объясняет невнятную позицию по отношению ко всем российским и советским царям – от Ленина до Путина. Ни поругать не могут, ни похвалить. Могут только молчать. Даже если очевидно, что некоторые из их властителей – люди более чем посредственные, похожие на лисиц или иных животных. Даже если они ведут страну совсем не туда, куда надо. И иногда не понятно, что стоит за этим молчанием – богословское убеждение, сомнение или обычная трусость.