Перед тезисом «Все земные властители и судьи на земле всегда иполняли волю Бога» капитулирует разум. В это можно, конечно, верить. С большой, очень большой натяжкой можно увидеть Божий промысел и в невинно расстрелянных детях в застеках НКВД, и в сожженных на кострах еретиков по всему миру. Но тогда и крокодил летает – только очень-очень низко.
Что мы читаем в послании апостол Павла (Рим 13, 1-7 – современный перевод):
Пусть все подчиняются властям, потому что всякая власть от Бога, и все существующие власти поставлены Богом. Поэтому тот, кто противится власти, противится тому, что повелел Бог, а всякий, кто противится, навлекает на себя Его суд. Власти страшны не для добрых дел, а для дурных. Хочешь не бояться властей — делай добро, и они тебя похвалят. Они слуги Бога и действуют тебе во благо. А если делаешь зло, тогда бойся: они не напрасно носят меч, они слуги Бога и исполняют Божий приговор над теми, кто творит зло. Вот почему ты должен подчиняться властям не только из страха перед Божьим наказанием, но и по совести. Поэтому вы и налоги платите, ведь власти, исполняя свои обязанности, тем служат Богу. Итак, отдавайте им то, что вы им должны: кому налог, кому по́дать, кому уважение, кому почет.
Для примера возьмем суд над Иисусом. Действительно ли власти Иуеруалима и Рима «исполнили Божий приговор над тем, кто творит зло»? Синедрион, без всякого намека на стыд, привлек к суду множество различных лже-свидетелей, которые публично запутались в показаниях. Ни по одному из трех обвинений Иисус не был прямо допрошен. Заседал синедрион ночью (!!!) чтобы сделать все поскорее. Понтий Пилат (отдадим должное) кратко допросил Иисуса и принал его невиновным, но все равно (!!!) отдал его на распятие. Так кто здесь творил зло?!?
В данном вопросе у многих веующих может зайти ума за разум. Иисус, скажут они, несомненно не сделал ничего достойного смерти, однако синедрион и Пилат все равно исполнили волю Бога. Следующая мысль – что несправедливый суд и произвол власти в жизни любого человека МОЖЕТ БЫТЬ исполнением «воли Бога». Далее – идея о необходимости страдания и о злой власти, которая обеспечивает нас, якобы, необходимыми страданиями. После этого мы оказываемся на дне, почти без надежды и элементарного человеческого достоинства.
Но постойте – давайте вспомним самого Павла, которого синедрион попытался судить почти так же, как и Иисуса. Павел обвинил синедрион и первосвященника в несправедливом суде (“Павел тогда сказал:… Ты сидишь здесь, чтобы судить меня по закону, а сам нарушаешь закон, приказывая бить меня!”) и потребовал суда у цезаря, многократно произносил защитные речи в последующих судах. «Ну то же апостол Павел», скажут некоторые – «Павлу было виднее, он же апостол, в отличие от нас». Так если Павел обвинил их в неправде, если судился, – значит суд был несправедливый, значит синедрион не всегда «творил Божий суд над делющими непавду». Возвращаясь к приведенному выше тексту Павла, где все до единого начальники исполняют волю Бога, мы вздыхаем, захлопываем Библию и идем заниматься домашними делами.
Раньше я видел в словах «Власти страшны не для добрых дел, а для дурных» обращение Павла к властям, его иронию и вызов власть имущим. Вот, мол, возьмет начальник в руки Новый Завет, почитает – и ему станет стыдно. Сейчас я думаю вряд ли имеет вообще смысл писать моральные наставления для боссов, президентов и судей. Это зачастую бесполезно, так же как бросать цветы перед разными животными.
В чем же может быть дело? Как понимать слова Павла? Как относиться к лисицам и проходимцам у власти? Понятно что молиться, понятно что исполнять гражданские законы, но верить ли мне что они исполняют сакральную волю Бога? Даже когда начальники сами не соблюдают законы? Когда оправдывают за деньги виновных?
Сейчас я склоняюсь к идее что данный текст (Рим 13, 1-7) был просто отредактирован и изменен некими “дальновидными редакторами”. Иного объяснения у меня сейчас просто нет. Вероятно, Павел говорил о духовных властях. Он ссылается на духовные власти на небе и в других своих письмах. Духовные власти в лице ангелов – вот те да, несомненно, поставлены Богом. Кто им противится – противятся Богу. Эти духи приставлены к нам только во имя добра. Они имеют право наказывать нас если мы делаем зло. Они имеют право награждать нас за добро. Мы им обязаны повиноваться и делать то что они требуют (правда непонятно как они нам передают свои требования). Подчинение им означает следование совести. Кстати, слово “совесть” означает в русском языке следование некой “вести”. И следование совести всегда значит поступать по любви к людям. Тем Павел и заканчивает тот отрывок.
Данное толкование несомненно рождает множество вопросов. Во-первых, вероятно, нет никаких сугубо научных текстологических и богословских оснований для того чтобы утверждать о редакции этого текста. Я не собираюсь вступать здесь в споры с «церковной машиной» и многовековой традицией. Заведомо проиграю. Во-вторых, существование подобной глубокой редакции писем Павла означает подрыв доверия к текстам Нового Завета. Все более или менее знакомые с библиологей прекрасно знают о редакциях текстов – но кто будет платить зарплату богословам если они начнут говорить то что думают? Это подобно тому если православный священник скажет что икона – это просто рисунок, не более. Наконец, если Павел говорил о неких духовных властях – что именно это за власти? Приведет ли признание этого факта к значительным изменениям доктрин? И наконец – как же нам относиться к земным властям после этого? Не воцарится ли анархия? Данные вопросы заставляют почувствовать достаточно значительный дискомфорт…
Вкратце отвечая на вопросы выше, можно сказать следующее. Анархия и беспорядки случались, случаются и будут случаться всегда вне зависимости от веры христиан. Христиане слишком переоценивают свой идеализм в данном вопросе. (Кстати, многие перевороты и революции в Европе – не христианами ли были соделаны?). Христианам достатоно покопаться в душе и быть честным с самим собой, чтобы найти в себе отвращение к коррумпированному и беспринципному человеку у власти. Это нечто естественное и правильное – называть черное черным. Писания мы чтим, но в большинстве случаев не соблюдаем и игнорируем – иногда безболезненно, иногда не очень. Факт что Новый Завет, как и Ветхий – отредактированы, причем многократно, несомненно, смущает. Мысль о возможности, что кто-то исковеркал мысль автора Нового Завета почти полностью, очень огорчает. Но разве от этого любовь Бога будет меньше? Может быть только для тех, кто особо и не верил в Него. Доктрины могут измениться? Они у нас регулярно меняются, хотя и не быстро – раз в несколько сот лет. Так же в зависимости от конфессии. Но главное, согласно Павлу, с чем я согласен на 100 процентов – любовь к людям – это главное. Разве мы этого не знаем?
Несмотря на смелость моих изложенных выше предположений, я совершенно спокоен в отношении моей духовной жизни, общения с Богом и влияния на другие умы. Мои выводы – результат моих искренних и честных поисков истины. По крайней мере, мой здравый смысл при подобном толковании Павла, остается неповрежденным. Возможно меня спросят, не повреждается ли мой разум при мысли, например, о воскресении Иисуса из мертвых. Мой ответ следующий – нет. В воскресении Иисуса нет ничего плохого, отталкивающего, аморального, хотя воскресение из мертвых – это чудо, это требует высокой веры. Превозносить же и поддерживать откровенного мерзавца на троне – мучительно, неимоверно больно. Унизительно. Это насилие над самим собой, над своим разумом и сердцем. Над идеалом святости, в конце концов. Как говорят сегодня – “оно мне надо?”