Если бы я встретил сейчас самого себя, только молодого- лет, скажем, семнадцати, мы бы вряд ли приняли друг друга, хотя было бы о чем поговорить. Очевидно что мы были бы разными людьми. Главное различие между мной молодым и мной уже немолодым состоит в банальном различии между отцами и детьми. Немного необычно говорить об этом поскольку только несколько лет назад я почитал себя весьма молодым. И вот недавно вдруг заметил что восемнадцатилетние пугаются меня и ведут себя неестественно и напряженно в моем присутствии. Это, появившиеся разнообразные болячки и лысина на моей голове заставили признать что я стал другим человеком. Ну или то что мир вокруг решительно изменился, что, в общем, тоже верно. Я вспоминаю то прекрасное ощущение молодого и сильного физического тела, однако вспоминаю и главные мировоззренческие и психологические ошибки, присущие тому “зеленому” возрасту. Со своими иллюзиями я расставался долго и болезненно.
Первая иллюзия состояла в ощущении что мир бесконечно огромен, почти бесконечен. Каждая новая минута, каждый поворот служили шагом в разверзающуюся перспективу бесконечности. Это было не просто отсутствие опыта – это была философия. Мечты и мысли рисовали прекрасные эмоциональные картины будущего. Я любил слушать западную эстрадную и поп-музыку даже не понимая английского: она была более эстетически привлекательней чем наша отечественная. Жизнь представлялась мне огромным океаном где такая маленькая рыбка как я обязательно найдет место. В общем наверное так оно и получилось – я нашел свое место в океане жизни, однако даже океан ограничен. Все в жизни ограничено. Даже наша планета со всеми ее океанами и материками, биосферой и атмосферой. Только космос, наверное, бесконечен. Да и то вряд ли. Так же и социальная жизнь человечества со всеми национальными и культурными различиями. Внимательно приглядевшись ко всему начинаешь понимать что все вокруг познаваемо, похоже друг на друга и скучно. Мир не безграничен, и ощущение этого в молодости мне было недоступно. Все под солнцем за исключением духовной жизни, подчиняется ряду известных законов и мы не можем не подчиняться им. Впрочем даже духовная жизнь, независимая от материальной жизни, так же подчиняется своим законам. Если бы я осознавал этот факт в молодости, я бы сэкономил кучу времени не пробуя то, что по сути своей бесполезно. С другой стороны, блаженное неведение в молодости давало мне силу и мотивацию для познания мира.
Второе заблуждение, которое логически вытекало из первого состояло в том что я был уверен, что я смогу прожить жизнь вне всякой зависимости от связанных со мной людей. Что я смогу избежать не подходящих для меня действий или выбора, который мне навязывает общество. В этом бесконечном мире я сам себе господин. Сейчас я понимаю что это верно только в узком смысле. Мы собственно ничего из себя не представляем без общества вокруг и без взаимодействия с ним. Одиночество и нежелание признавать этот факт сильно задержали мое развитие. Люди не могут существовать сами по себе как одинокие скалы. Нужно искать свой круг общения, раскрывать себя людям и не бояться трудностей, которые неизбежно возникают в этом процессе. Иначе в темноте одиночества может развиться искаженная самооценка: чувство своей абсолютной уникальности, непонятость со стороны общества и так далее. Не существует абсолютной независимости и неповторимости. Эта связь с людьми либо убивает нас либо делает совершеннее, третьего не дано. Это в конце концов, замысел Бога: мы все до единого идем по жизни в тесной связке, и из нее просто так не выпрыгнешь. Несомненно, с обществом надо иногда бороться, но избегать его не стоит: это бесполезно. Надо научиться принимать людей вокруг и даже любить их – вот чего “деспотичный” Бог хочет от человека.
Следующее заблуждение молодого человека так же связано с первыми двумя. Я был уверен что многие мои поступки останутся без последствий по причине бесконечно большого мира и моего нежелания сотрудничать с обществом. Поэтому я не утруждал себя долгими рассуждениями как поступить. Обычно молодой человек дает волью чувствам. Потом начинает обдумывать что произошло. Я был не исключением. Наверное это было следствием мировоззрения, в котором нет Бога: “если нет Бога то все позволено”, согласно одной известной цитате русского литературного классика. Собственно я понимал что далеко не все позволено, однако совесть моя не осуждала меня за многие мои ошибки молодости. Сейчас, когда я стою перед любым решением, я думаю о том, каковы будут последствия. Наверное когда я стал подобным теоретиком, я перестал быть молодым. Была ли бы моя молодость более скучной если бы я думал о последствиях? Наверное да, если бы я старался лишь пробиться в обществе. До сих пор имею стойкое отвращение к карьеризму и лизоблюдству. Если бы в молодости я имел четкую цель стать лучше, сделать общество лучше и тем угодить Богу, то ни о какой скуке речь бы и не шла. Ветренность и полное отсутствие тормозов в молодости да и во всей жизни чаще всего воспевают извращенцы, не имеющие представления о душе. Кроме всех моих ошибок я все же правильно предполагал, что есть нечто кроме только наших тел и их потребностей. После всех моих ошибок молодости я убедился что есть еще не исследованный мною мир духа, в который ведет лишь одна дверь – вера. Ну и есть люди вокруг меня, которым надо делать что-то хорошее пока есть возможность. В конце концов, это приятно. А ошибки – они неизбежны. Это один из законов в нашем мире. Ничего с этим не поделаешь.