В сознании многих христиан не существует восходящей линии развития человечества от простого к сложному. Археологические находки дикарей, живших в пещерах и занимавшихся охотой и собирательством, будут истолкованы ими не как одно из звеньев в цепи совершенствующегося человеческого рода, а как пример “деградации” совершенных во всех отношениях людей, начавшейся в великолепном Эдемском саду.
Вычеркивая из истории человечества сотни тысяч лет развития, многие христиане не видят причинно-следственных связей с прошлым в психике человека, не понимают принципы развития общественного сознания. Христиане представляют себя “новым творением”, не связанным с ушедшими эпохами и, якобы, превознесенными на уровень общения с самим Богом. Однако на практике выходит иначе. Во-первых, человеческое тело остается таким же и после обращения в веру (обновляется лишь сознание), и поведение христиан все равно соответствует закономерностям массовой психологии. Это поведение довольно предсказуемо и ничем не отличается от поведения неверующих или представителей других религий.
Практически у каждого человека есть особенная форма реакции на непонятные и необъяснимые явления. Как правило, непонятное нас пугает, и мы стремительно начинаем искать объяснение неведомому явлению, чтобы избавиться от страха и неопределенности. Дикарь, смотревший на молнию, не знал, что она – лишь следствие естественных законов природы, он начинал воображать каких-либо злобных духов, которые бросают вспышки света на землю. Затем, как правило, следовала жертвоприношение этим духам с целью задобрить их. И только потом дикарь спокойно засыпал – ведь он все объяснил и все правильно сделал.
В наше время у сотен миллионов людей мозг работает примерно так же несмотря ни на какие Библейские заповеди и призывам доверять Богу в нашем мире. Несмотря на попытки науки объяснить многие явления – современные “дикари” не могут сразу поверить ей. Адаптационные механизмы зачастую начинают работать без участия разума. Вот появляется новое вирусное заболевание, от которого умирают друзья и родственники. У многих людей сразу включается воображение – им представляются некие злодеи мирового масштаба, ставящие вышки быстрой связи и вживляющие микрочипы под кожу с целью подчинить все антихристу или делающие все ради власти и обогащения. У других воображение подсказывает, что никакого вируса не существует – надо просто все это игнорировать и жить дальше, делая вид что все нормально. Более благоразумные просто беспристрастно анализируют факты, прислушиваются к ученым и соответственно избегают проблем.
Животный страх перед неизвестным можно объяснить грехопадением в Эдемском саду. Мол, до грехопадения люди ничего не боялись, а затем, якобы, Бог наслал на человечество проклятие и все стали трусливыми. Но вряд ли великодушный Бог занимается такими вещами. Дело в том, что страх перед неизведанным – это элемент приспособляемости в опасном мире, это важное условие выживания в нашем мире. Это эволюционный механизм. Если человек не чувствует боли – он вряд ли будет жить долго. То же самое и со страхом – он нужен человечеству для того, чтобы реагировать и меняться. Вопрос лишь в том, как реагировать на свой страх.
Наука неплохо справляется с задачей объяснения многих природных явлений. Уж причину появлений молний мы знаем сейчас точно! Даже если ученые сомневаются в причинах появления вируса – они неплохо справляются с задачей созданий “противоядий” – вакцин и лекарств. Так почему же христиане, как и все остальные, создают конспирологические теории? Это, как ни удивительно, вопрос веры. Для некоторых вакцины и 5G-вышки несовместимы с их религиозной картиной мира. Некоторые просто не знают во что верить и мечутся от одного объяснения к другому. Некоторые просто никому и ничему в нашем мире не верят.
Как ни парадоксально – вопрос доверия вакцинам от Ковида – это вопрос веры, вопрос почти религиозный. Как спасение души, согласно учению Иисуса, зависит от веры, так и вопрос спасения от смерти в результате заражения Ковидом – это тоже вопрос веры. “Поверьте или умрите” – как сказал один древний автор. С другой стороны, быть легковерным тоже неразумно – за ложной верой нас может поджидать та же самая смерть. Кажется, лишь только время покажет, как будут развиваться события и является ли наша вера истинной. И каждый из нас будет в ответе за свой сознательный выбор: во что верить и во что – не верить.