Арабо-еврейский конфликт далек от многих из нас. И все равно он бросается в глаза свей перманентностью (сколько живу, все время слышу о нем), жесткостью противостояния (ни арабы ни евреи не собираются уступать) и тем, что света в конце туннеля не видно. Надежды на мир почти нет. В контексте непрестанной технической эволюции у данного конфликта есть перспектива стать очередной “катастрофой”, “холокостом” или геноцидом. Либо для арабов, либо для евреев, либо для обоих.
Топливом для конфликта является то, что каждая сторона конфликта частично права. По-своему правы арабы, для которых вся территория от Иордана до Средиземного моря принадлежит им. Почему, гневно вопрошают они, в сороковых годах 20-го века сюда пришли евреи и отняли у нас нашу землю? Рассказы о том, что когда-то давным давно эта земля была еврейской, их не удовлетворяет. Как наверное, не удовлетворяют украинцев слова русских о том, что “Крым всегда был наш”. С другой стороны, правы евреи, за плечами у которых – многовековые европейские погромы от Испании до России, и конечно немецкий холокост. Куда им было деваться? Вот они и вернулись домой. И это был их единственный дом. И они этот заброшенный дом обустроили.
Почему евреи за все эти века так и не ассимилировались в мире? И могли ли они вообще ассимилироваться? Ортодоксальным евреям претит одна только мысль о смешении с “язычниками”. Поэтому в контексте истории они похожи на вечных странников, “чужаков”, которые ходят от дома к дому. Монотеистическая религия, несмотря на свой возраст и ветхие традиции, все так же сильна в умах людей. И как только современная версия еврейского языка была создана, появилось стремление обрести территорию и стать государством. Что, собственно, и получилось.
Кроме того, весь ТАНАХ привязан к территории древнего Израиля. Я бы сказал, намертво “приклеен” к земле странствования Авраама. Чего только стоят пророчества о грядущей славе этой земли, о храме в Иерусалиме, о царях, которые будут править над язычниками из Иерусалима. Все интеллектуальные синагогальные спекуляции о духовной сути закона Моисея выглядят блекло и серо на фоне храмового величия Иерусалима. На фоне веры в “святую землю”. И вероятно, данная вера лежит в основе сионизма, вернувшего евреев в Палестину.
И все было бы замечательно, если бы на “святой земле” никто не жил и никому бы она не была нужна. Такое ощущение, что возвращение евреев не имеет благословения потому что нет мира, хотя и есть достаток. Хотя, конечно, к войне евреям не привыкать, да и какой мир с язычниками, тем более с отсталыми во всех отношениях палестинцами? И вот Израиль сплоченно воюет, не унывает, а с другой стороны, возникает вопрос, а когда же придет мир? Не похожа ли эта бесконечная война на проклятие? С одной стороны, древнее религиозное сознание “укрепляет руки”, дает силы, а с другой стороны, смерть и насилие становатся все более тяжелым бременем для современного сознания. Древняя вера постепенно дискредитируется. Многие солдаты ЦАХАЛа, я думаю, в перерыве между боями, задаются филисофскими вопросами: почему все так плохо и как же можно все это исправить…
В краткосрочной перспективе все несомненно очень плохо. Надежда есть лишь в долгосрочной перспективе. Надежда лишь в постепенном изменении религиозного сознания – как в среде мусульман, так и в среде иудаизма. Причем, в фундаментальном изменении, а не в косметическом, поверхностном. Жаль, искренне жаль, что Израиль вовремя не перестроился и не принял учения своего великого соотечественника Иешуа. Новая религия, выросшая из иудаизма, помогла бы евреям хранить свои территории до сего дня. Впрочем и сейчас у евреского религиозного сознания выбор невелик. Израиль должен повернуться лицом к “язычникам”, сохранить универсальную, действенную для современного человека часть Торы и смириться с потерей древних устаревших представлений. В идеале воссоединение иудаизма и христианства послужило бы спасением для выдыхающегося древнего вероисповедания. Реформация иудаизма, несомненно будет. Это лишь вопрос времени.
Наиболее действенным решением арабо-израильского конфликта могло бы стать примирение. То примирение, о котором учил Иешуа: с верой в одного Небесного Отца и единое братство верующих. К сожалению, даже в наше время примирение мировых религий выглядит невероятным. Тем более промирение ислама, иудаизма и христианства. Однако, путь на вершину этой горы – один. Война кончится не вследствие политических, военных или экономических усилий. Война кончится когда мировоззрение и вера станут хоть как-то совпадать. Представители мировых религий не привыкли спрашивать чего хочет Бог – они и без Него “знают” что надо делать и как думать. А Бог хочет мира на Земле. Иудаизм, как старший брат всех монотеистических религий, должен бы уже догадаться, что служит к миру и взаимному назиданию. Надеюсь, эта мужественная и упрямая нация найдет способ как победить арабов в войне: мудростью, долготерпением, милосердием и человеколюбием. Так же, как победил весь мир Иешуа из Назарета.