Либеральное христианство
Август 4, 2011Наука, подарившая во времена средневековья интерес к Библии, стала недавно тем инструментом, которым ученые пользуются для изучения и критики Библии. Либерализм — это во многом порождение науки. Например, ученые-библеисты пытаются проанализировать литературные формы фрагментов Библии чтобы выяснить авторство текстов, или для того чтобы определить время, в которое было написана та или иная книга. Как правило, результаты подобных иногда весьма кардинальных исследований всегда оспаривались консервативными оппонентами. Наука начала подрывать веру в истинность «написанного Слова Божьего». После того как «не имевшие страха Божьего» библеисты указали, к примеру, на присутствие в Библии редакторских вставок в первоначальный текст, некоторые богословы решили что после этих фактов христианская догматика не может оставаться неизменной и «освободили» теологию от строгих рамок канонов. Они объявили что пришло время когда можно толковать Библию на основе предположения, что далеко не вся Библия — достоверный источник информации. И начали, как цветы после дождя, расцветать различные богословские концепции и теории. Не все из них являются откровенно анти-христианскими. Многие либеральные теории все так же настаивают на присутствии веры, существовании Бога как личности, Иисуса Христа и Святого Духа и так далее. Но свобода толкования Библии, теперь уже на основании научных (иногда спорных, конечно) изысканий, уже не могла произвести впечатление на людские массы, не имела внутренней силы для существования, была размытой и сомнительной. Либеральное богословие по большому счету ослабляло христианство, а не делало его сильнее. Поэтому оно стало для последнего подобно ребенку, родившемуся с отклонением. Этого ребенка, поэтому, оставили в приюте — рядом с наукой, его породившей.
На практике оказалось, что, якобы, любое изучение богословия и Библии с помощью науки потенциально опасно для христианских общин. Всякий выпускник христианских высших учебных заведений сто раз подумает, прежде чем сообщить рядовым членам церкви хоть что-то, что идет вразрез с общепринятыми представлениями общины. Чтобы избежать обвинения в ереси, надо просто молчать, чем многие успешно и занимаются. Собственно, на практике либеральное богословие стало синонимом понятия «ересь». Причем, никто не разбирается в нюансах — данным словом называются все богословско-научные отвлетвления, не вписывающиеся в канон, даже мизерные. Эта атмосфера «интеллектуального вакуума», когда более или менее знакомый с библеистикой христианин утаивает свое мнение и не может быть откровенным с членами общины, воистину удручает.
Кроме университетского либерального христианства существует и данный «поместный» скрытый мини-либерализм, который требует открытого богословского обсуждения по крайней мере, чтобы думающие христиане почувствовали что их кто-то хочет выслушать. Однако консерваторы знают, что подобные либеральные веяния чреваты нестабильностью, поэтому избегают всяких обсуждений, связанных с библеистикой или догматикой. Проходят поколения и долгие годы прежде чем христиане, наконец, созревают для решения очередной наболевшей проблемы в учении или практической жизни. Свобода совести и мысли, а точнее либерализм, готовый к перенесению в общинную жизнь, и является двигателем церкви. Иными словами вчерашний либерализм — это сегодняшняя догматика. Если либеральная теория выдержала критику консервативной части церкви — то она заменит господствующее ныне учение в будущем.
В каком-то смысле консерватизм и либерализм в христианстве — это единство противоположностей, заставляющее крутиться нашу духовную «планету». Я убежден, что «конструктивный» либерализм — дар Бога. Развитие науки и техники бросает вызов церкви и она остро нуждается в ответах на многие вопросы и в переосмыслении духовного наследия. Свобода мысли и вдохновение — то, что помогает «перепрыгнуть» барьеры устаревающих стандартов мышления. Однако данный «полезный» либерализм должен пониматься прежде всего как новизна учения, исходящая от искреннего желания служить Богу и человеку. Он должен быть связан со здравым смыслом, учитывать предыдущее учение, уважать традиции и понимать общество вокруг. Это явно не религиозно-художественное творчество, оторванное от реальности. «Правильный» либерализм — это осознанный выбор исполнения воли Бога, которую большинство не осознало. Пока еще не осознало.