Я стал свидетелем и участником неприятных событий: раскола церкви. Одна из сторон была фактически силой изгнана из здания и решила подать в суд на другую половину. Возник богословский вопрос: если стороны никак не смогли договориться, то как можно оценить обращение в мирской (американский) суд?
В данном случае во время ссоры двух половин церкви произошло много чего: сознательный развал семьи пастора, силовой захват здания, умышленная ложь, нарушение гражданских норм, нанесение оскорблений и так далее, однако только при мысли о следующем месте Писаний у всех вдруг ёкает сердце и выступает холодный пот:
1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? 2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные [дела]? 3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские? 4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете [своими судьями] ничего не значащих в церкви. 5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? 6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными. 7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? 8 Но вы [сами] обижаете и отнимаете, и притом у братьев.
В Коринфской церкви произошел бытовой (маловажный) спор. Спорящие пригласили посредника – частного третейского судью или арбитра, как было принято в древней Греции. Это далеко не гражданский суд, это была лишь первая ступень разрешения спора. Это было частью быта греков, частью их культуры. Иудаизм же абсолютно запрещает обращаться в какой-бы ни было суд кроме своего религиозного. Понятное дело, закон Моисеев содержал начала юриспруденции. И Павел пытается пристыдить греческих христиан, указывая на то что они будут судить ангелов. И далее Павел указывает указывает на главное: на агрессивность и хищничество, повлекшие столь для него постыдное привлечение третейских арбитров. Ну или если человек обращается в суд с заведомо нечестивой целью – это тоже хищничество.
Что такое суд у нечестивых? Понятное дело, во времена Павла это были язычники, не признававшие Христа. В наше время я сомневаюсь что попадется судья, который будет чтить Ваала или бога Ра. Возможно даже он будет христианином или иудеем, смею предположить. Если предположить что всякий суд – нечестивый, то как понимать слова Павла:
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. 5 И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. 6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. 7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
А как понимать суд Павла с иудеями и обращение в римский суд? Не лучше ли было ему молчать и терпеть?
Обращаться в мирской суд – стыдно, согласно Павлу. С этим я не спорю. Однако надо отличать данный стыд от реального греха – хищничества, когда одна сторона пытается силой решить вопрос. Именно это есть нарушение воли Божьей. А обращение в суд – дело постыдное, однако не греховное, согласно делам и словам Павла.
Может быть вообще отказаться от мирских судов? Если это дело постыдное и греховное, если христиане на две головы выше неверующих или членов других конфессий, то надо установить свое подобие синедриона и вершить правосудие и справедливость. Проблема в том что Писание не подает намека на то, что это необходимо. Апостол Павел говорит только что при решении маловажных бытовых споров в церкви должен найтись свой внутренний третейский арбитр.
Итак во-первых в словах Павла осуждается хищничество: “хищники Царства Божия не наследуют”. А можно было бы написать “обращающиеся в суд Царства Божия не наследуют”, что значило бы что сам Павел в Царство не попал. Во-вторых Иисус Христос Сам несколько раз, обращаясь к иудеям, вполне допускал возможность обращения в суд: ” и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;” или “Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.” Иисус здесь не призывает не ходить в суд, ибо понимает что в реальной жизни общества это невозможно. Он призывает верующих мириться до того как дело дойдет до суда. Примирение же – самая сложная часть в ссоре.
Если стороны не могут примириться или не в силах остаться обиженным по заповеди Христа, то я за то, чтобы дело решилось по справедливости в мирском суде. Пусть адвокаты как псы рвут друг друга на части, пусть судья проверяет все бумаги и все обстоятельства дела. Увы, христиане не нашли в себе силы исполнить заповедь Христа! Пусть же закон заменит благодать и и “слуга Божий с мечем” исполнит волю Божию по справедливости.