Что такое грех?
Июнь 19, 2011Общим ответом на вопрос «что такое грех» является следующее утверждение: «все, что разделяет человека и Бога». Следующий вопрос, который бы надо задавать в продолжение данного диалога должен быть таким: «а что такое разделение между человеком и Богом?» Дело в том, что разделения бывают разные. Иногда двое людей ненавидят друг друга до самой смерти, а иногда поступок разделяет людей пару минут, а потом следует забвение проступка. Ответ на этот второй вопрос помогает ответить на первый. Иногда человек чувствует что его неверный поступок не вызывает осуждения совестью, иногда же совсем наоборот — не находит себе места от осознания содеянного. В итоге же среднестатистический обыватель, какой бы совестью он не обладал, даже не помышляет о религиозной жизни потому что считает что вся его жизнь наполнена тем, что Бог ненавидит. Каждый второй поступок может содержать в себе несовершенство или нести зло, пусть даже косвенное, и люди этот факт прекрасно осознают. Слабое религиозное сознание допускает здесь ошибку, которая в простонародье называется «сваливать все в одну кучу».
Да, грех действительно разделяет человека и Бога, однако самое серьезное разделение связано с действительно серьезным грехом. Для примера возьмем юношу-подростка, страдающего сперматоксикозом. Дело в том что в этом возрасте у него, как и у всех особей мужского пола в животном мире нашей планеты, организм начинает усиленно формировать половую систему. От избытка этого внутреннего биохимического воздействия подросток может совершать неосознанные неприятные поступки разного рода. Итак насколько неприличный поступок может отделить бедолагу от Бога? Для понимания ситуации можно задать другой вопрос: насколько данный поступок разделит рассерженного отца и сына, потерявшего над собой контроль? Не думаю что надолго. Дело не в сознательной позиции, не в моральном выборе, не в предательстве, дело в биологии. Зло, которое может появиться в результате внезапной сексуальной невоздержанности, потребует воздаяния, однако справедливый суд оправдает человека, который не вынес напора гормонов. Подобный пример показывает что Бог, как абсолютно справедливый судья, будет рассматривать данный поступок как зло, однако это зло не положит разделения между человеком и Богом по причине наличия третьей силы — закономерности природы. Человек, защищающий своих детей от бандитов, не будет считаться грешником если в схватке убьет нападавших — им двигал как инстинкт самосохранения, так и инстинкт защиты семьи. Человек, рожденный в семье алкоголиков и генетически предрасположенный к алкоголизму не будет считаться грешником если не сможет победить свою природу: этого требует справедливый суд Божий. Писатель Эрнест Хемингуэй имел редкую болезнь нехватки определенного химического элемента в крови, от чего страдал тяжелыми нервным расстройством — депрессией. Однажды во время очередной депрессии он взял ружье и застрелился. Зло? Несомненно. Однако не грех. Он не противостал Богу, он не был даже виноват в своей болезни.
Зло в самых разнообразных формах присуще нашему миру. Природа отнюдь не блещет совершенством. Зло выражается в войнах, болезнях, катастрофах. Человек не может нести ответственность за то, что ему не подвластно. Следовательно, Бог не вменяет это в грех. «Прости им, ибо не ведают что творят» — вот отгадка отношения Бога к несознательному, а следовательно и неподсудному злу. Всякий грех — это зло, однако не всякое зло — грех. Христианские доктрины, с одной стороны, объявили о Божьем милосердии в прощении грехов, однако с другой стороны, признали что весь мир виноват перед Богом уже одним фактом своего существования. Последнее представило Бога не милосердным, а деспотичным. Зло превращается в грех в сфере человеческой свободной воли и только там. В частности, человек может ежедневно следовать своей сексуальности и приобрести порок: развращенность. Человек может окунуться в мир бизнеса, забыть о своей душе и стать бессердечным сребролюбцем. Ради чего люди идут на преступления? Власть, деньги, слава, религия, идеология… В этих примерах человек выходит из объятий природы, где нет добра и зла, и следует своему решению. Будучи спрошенным почему он совершил то или иное, человек в состоянии ответить, обосновать поступок, подвести под него свои убеждения. Однако даже порок не всегда можно считать грехом. Дело в том, что часто люди искренне заблуждаются, как заблуждались иудеи, распинающие Христа. Как Бог относится к этим слепцам? Разумеется, здесь уже все сложнее. Однако многие миллионы порочных людей так же унаследовали свою порочность, за которую вынуждены сполна платить в течение жизни. Оскорблен ли Бог, взирая на них? Они отвергают Божий план для жизни, однако многие из них не осознают, что привело их к этому и куда это их ведет. Бог с сожалением смотрит на них, а не с гневом. Бога и порочное человечество разделяют не дела человечества, а лишь его неверие в Бога, согласно учению Иисуса. Подавляющее большинство людей нельзя назвать ни порочными, ни развратными.
Итак почему же мы считаем что Бог неимоверно оскорблен нами? Чтобы оскорбить Бога и навсегда провести разделение между Ним и человеком, нужен настоящий грех. Этот грех — сознательно воспротивиться воле Бога, не будучи побуждаемым к этому ни природными, ни социальными потоками энергии. Идеальный пример — бунт Люцифера, одного из высших ангелов. Он воспротивился Богу, обладая всей доступной информацией, обладая полномочиями и властью. Мало кто из живущих на земле людей сделал подобное. Даже Иуда Искариот, и тот совершил свое ужасное преступление, отчасти исходя из слабости и извращенности своего характера. Мы, люди, ограниченные и слабые существа, однако если бы вдруг перед нами внезапно предстала вся общая картина, мы бы с готовностью принесли покаяние и смирились перед Богом. Поэтому большинство живущих на земле никогда и не испытывает настоящего гнева Бога, что чрезвычайно огорчает разного рода «ревнителей». Для них чрезвычайным сюрпризом окажется узнать, что они нисколько не лучше всех остальных представителей рода человеческого и Бог всегда относился к ним абсолютно одинаково: с любовью, милосердием и абсолютной справедливостью.