Золотой Телец
Декабрь 28, 2011Большинство читателей Библии (точнее — 32 главы книги Исход) «схватывает» лишь моральную сторону истории о вылитом непослушными израильтянами из золота Тельце. Действительно, «буйный» и непокорный народ нарушил вторую заповедь декалога «Не делай себе кумира и никакого изображения…». В тени остается один вопрос, которым интересуются лишь библейские специалисты или знатоки. И большинство читателей не знает, что от ответа на этот вопрос может значительно измениться и «мораль» этой известной истории. Вопрос звучит так: что означал Золотой Телец для буйного и непослушного еврейского народа? Сначала ответим на вопрос почему именно телец появляется как «заместитель» временно пропавшего на Хориве Моисея.
«На вскидку» ответом может стать следующее утверждение: египтяне поклонялись богу Апису, священному быку, посвященному божествам Птаху и Осирису, символу власти фараона. Обычно египетские жрецы находили живого быка и приводили его в Никополь, где этот «священный» бычок «мотал» свой срок пока его не топили в Ниле. Соответственно, древние евреи, видимо, позаимствовали этого бога себе. Однако, скорее всего, евреи не заимствовали никаких божеств из пантеона египтян. Причина первая: они отрицали всех египетских божеств. Этим отрицанием наполнена первая половина книги Исход. На этом отрицании держалась национальная идентичность евреев в Египте. У них был свой Бог. Второе: они ненавидели фараона и все, что было с ним связано. Соответственно и быка Аписа. Действительно, народ провозглашает, что «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской»! Ну не бог же Апис предал своего господина фараона, не так ли? И третья причина: египтяне поклонялись живому быку, а не металлическому. Нужно быть изощренным теологом, чтобы за пару недель настолько трансформировать учение о боге Аписе в массовом сознании.
Другое предположение о том, почему это был именно телец а не иное животное, состоит в том, что у ханаанейских народов Ваал почитался под видом быка. Однако, во-первых, имя Ваала нигде в этой библейской истории не упоминается. Во-вторых, маловероятно, что евреи сотни лет в Египте единодушно хранили ханаанейское божество, а точнее божества: Ваалов могло быть любое количество. Позвольте, где же учение Авраама об едином Боге? В-третьих, многие сотни лет после вторжения в Ханаан евреи боролись с культом Ваала (со всеми быками) как с чуждым ему. И, наконец, четвертое, евреи поклонились теленку, а не быку.
Еще более удивительно, что культ золотого тельца мы встречаем в истории о разделении Израиля на два государства: на сам Израиль и на Иудею. Царь Иеровоам «сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской». И самое интересное, великий пророк Илия, самоотверженно сражавшийся против культа Ваала, ни единым словом не упоминает об установленных в городах Израиля золотых тельцах. Почему? Ответ очевиден: евреи считали, что видимый образ Бога, выведшего их из Египта — образ золотого тельца. Это «отечественное» еврейское божество, которое, хотя и нарушало вторую заповедь, не нарушало первой заповеди о «едином Боге». По всей видимости, золотой телец был древним символом самого древнего божества по имени «Ягве».
Моисей хотел заставить соотечественников принять истину о том, что единый Бог Ягве не выглядит как телец. Он вообще никак не выглядит! Потому что Бог есть дух. Древние евреи, кочевой и суровый народ, долго не хотел отказываться от мощного и буйного символа тельца, который словно топтался по вершине священной горы Хорив, оглашая своим голосом пустыню на многие километры. Они представляли Бога именно таким: молодым и неудержимым. За что поплатились после возвращения Моисея. Оправдываю ли я народ? Нисколько. Осуждаю ли Моисея, наполнившего трупами подножие Хорива? Нет. Увы, история наполнена (и еще будет наполняться) подобными методами защиты доктринальных истин. Мораль этой истории не в том, что язычество и сребролюбие — это плохо. Это все понимают. Дело в том, что религиозное сознание трансформируется достаточно медленно, истина лишь постепенно освобождается от языческих элементов многочисленных земных религий. Золотой телец — это неизбежная ошибка цивилизации и каждого отдельного человека в прошлом, настоящем и будущем. Ошибка эта заключается в том, что наше понимание Бога несовершенно. И одновременно, наш золотые тельцы — образы Бога как мы его представляем, очень дороги и близки нам, поскольку эти образы — верх нашего несовершенного представления о едином истинном Боге. Каждый верит так, как может. Каждый слышит то, что хочет слышать. И как и в истории, описанной в 32 главе книги Исход, как только мы теряем из виду источник «внешнего» откровения, мы тут же из лучших побуждений сооружаем свой личный религиозный символ, который рожден в глубинах наших культур и цивилизаций. Утешиться можно лишь одним: прошло много веков, мы больше стали понимать. Поэтому наш персональный идол будет похож на истинного Бога гораздо больше, чем Золотой Телец.