Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Так говорят. В жизни карьерный рост – понятное явление. А есть ли подобный рост в христианстве? Есть ли те заветные вершины, куда может стремиться каждый рядовой христианин? Сразу отложим в стороны карьеру в церковной иерархии: монах – дьякон – игумен – патриарх (не уверен, что верная цепочка, просто для примера). Церковная структура в любой деноминации – обычная социальная структура, и восхождение по ней доступно не только христианам, скажем так. Эта лестница доступна практически всем солдатам, которые хотят стать генералами.
Христианство оперирует духовными понятиями – поэтому рост, возвышение христианина должно нести какие-то привилегии духовного порядка. В исламе, как я слышал, мучеников (которые мучаются, как правило, совершенно добровольно) ожидают в райском саду “гурии” – полногрудые девственницы, одежды из зеленого шелка, вино и драгоценности. А чтобы было совсем хорошо, им будут прислуживать симпатичные юноши. Ну не знаю, почему так все будет. Ради этой высокой цели исламисты убивают себя и других. Больше других, конечно. Согласно христианскому вероисповеданию, для попадания в рай не нужно убивать ни себя или других, не надо даже быть мучеником. Как мне кажется, в протестантской и евангельской среде в рай собираются попасть 100% христиан. Так что, это уже не слишком большой стимул. Остается поговорить лишь о перспективе духовного роста и о всех всех связанных с ним привилегиях здесь, на земле, в течение земной жизни.
Шаг первый: вступление в “организацию”. Эта первая ступень связана с обретением веры в Бога, в Иисуса Христа. На этом этапе происходит так называемое “второе рождение” человека. Я думаю, возрождение человека, то есть сознательное принятие им духовной природы, возможно даже при самых причудливых вероисповеданиях. Главное, чтобы человек верил в Бога как в личность. Как и в современных корпорациях, недостаточно лишь одного желания или веры желающего стать частью компании. Важно еще и желание компании принять к себе кандидата. Неверующие отвергают информацию от верующих, которые говорят о “воздействии извне” при обретении веры. Но факт остается фактом: только личный опыт позволяет ощутить то, что недоказуемо научным путем: Бог проявляет Себя при уверовании человека, Он “принимает” его в духовный мир и наделяет особым статусом, позволяющим начать таинственный путь в вечность.
Шаг второй на пути настоящего христианского карьериста может растянуться на довольно продолжительное время. Как и в компании очень многое должно подчиняться корпоративной этике, так и в жизни христианина происходит “работа над ошибками”: перемена жизненной обстановки, круга общения, привычек и так далее. Девяносто девять процентов христиан не спеша “распутывают” этот клубок до конца своей жизни. И это неудивительно. Для примера, в своей компании, где я в данный момент работаю, мне не нужен карьерный рост: мне нужен профессиональный рост и мне желательно остаться там, где хорошо платят как можно дольше. Так и многим христианам выгодно делать необходимый минимум и иметь спасение. И я их не осуждаю. Для тех же, кто нацелен на большее, необходимо научиться меняться, уходить из той социальной среды, где рост уже невозможен, быть более принципиальным и настойчивым в следовании своим идеалам, не бояться быть не понятым. На “планерке”, или на “митинге” в компании достаточно просто отделить тех фанатиков, которые посвящены своему бизнесу от остальных, которые просто зарабатывают деньги. Для таких открыт путь в кресла руководителей. В среде христиан тоже довольно легко можно определить насколько успешен человек в своем богоискательстве.
Шаг третий: обретение некоего публичного веса, то есть способность публично заявлять о своей вере, отстаивать ее, излагать основы вероучения всем желающим, и обретение авторитета в этой области. Разумеется, этот уровень недостижим для христиан со своими “маленькими слабостями” или с неблагополучными семейными взаимоотношениями. Все мы знаем, как легко выбить почву из-под ног многим дерзким проповедникам: ткнуть его носом в его личную жизнь. Чтобы этого не случилось, личной жизни у учителя веры должно быть совсем мало и она должна быть чиста. Именно такие люди “создают течение” в человеческих умах, именно такие учителя не “утонут” с течением времени под напором человеческих разговоров и мнений, а так же в свете открывающихся фактов. На этом этапе духовной карьеры человек учится не только получать духовную жизнь изнутри, но и передавать ее наружу, в человеческий социум. Да и что за начальник, который не может вдохновить словом своих подчиненных?
Четвертая ступень карьерного роста христианина заключается в “сожжении мостов”. Он обязан сделать проповедь евангелия, служение Богу и людям основным делом своей жизни, оставить все остальные занятия, интересы и иные возможности своей земной жизни. Это, разумеется, не означает замуровать себя в монастырской келье. Монастырь – это, наверное, лишь попытка обуздать человеческую сущность, причем не слишком эффективными средствами. Воля человека должна быть ему монастырскими стенами. Никто не знает чем живут христиане, зашедшие так высоко. Иисус Христос был примером такого человека, который полностью посвятил себя исполнению воли Бога. Его апостолы тоже были примерами полного посвящения на служение. Чрезвычайно глупо смотрятся христианские миссионеры, которые имеют много мостов, ведущих в их прошлые жизни, которые не освободились от материальных пут. И они еще удивляются почему их лекции и нравоучения не имеют почти никакого эффекта! Им просто кажется, что они готовы для христианской миссии.
Пятый шаг, несомненно чрезвычайно редко встречающийся: наделение христианина сверхъестественными способностями: предвидением будущего, ясновидением, возможность исцелять болезни, совершать чудеса и общаться с представителями духовного мира. Нам знакомо это в основном только из Библии. Чудеса вовсе не цель земного существования. Это аномалия. Земное существование должно подчиняться законам материальной природы для того, чтобы человек спокойно прошел свой жизненный путь от рождения до смерти. Дело в том, что христианский “карьерист”, достигший тесного общения с Богом и живущий по Его воле, все так же обладает своей волей – они находятся в симфонии, они созвучны. И временами, обретший огромную духовную силу христианин, изъявляет свою волю вопреки законам материи, и она, созвучная воле Бога, меняет реальность. Самый наглядный и очевидный пример в этом случае – Иисус Христос.
Заключительный этап на карьерной духовной лестнице в течение земной жизни – это переход в духовный мир минуя врата физической смерти. Возможно, там, в духовном мире духовная карьера продолжается, однако на Земле жизнь таких людей уже не имеет смысла. Эти единицы людей за всю историю человечества досрочно решили свои земные задачи и находятся далеко за пределами понимания остальных людей. Их можно назвать “святыми”, хотя в начале своего духовного пути этой святости не было вовсе. Святость – результат многолетних умственных, эмоциональных и волевых усилий в стремлении к единству с Богом. Одновременно, любой христианский “карьерист” – это плод многих усилий Бога, который стремится к единству с каждым человеком.