Многих неверующих веселит одно упоминание данного термина. Возможно их радует упоминание процесса зачатия на фоне достаточно строгого христианского учения. Возможно сам подобный термин кажется тафтологией, сочетанием несоединяемого. Разве может быть зачатие святым? Кстати говоря, в этом состоит первая неточность этого богословского понятия. В нем действительно «зашито» осуждение половых взаимоотношений. Другими словами всякое зачатие — порочно. Здравомыслие уже давно должно было подсказать, что природные явления наподобие размножения, питания и иных форм жизнедеятельности — не могут оцениваться в свете греховности или святости. Это просто природные явления, инстинкты и электро-химические закономерности, которые, в конце концов, необходимы для человечества. Порочность или непорочность определяется в сфере волевых решений, осознанных поступков, а не на биологическом уровне. Поэтому зачатие не может быть ни порочным ни непорочным само по себе. Более подходящее словосочетание, которое давно уже надо было ввести в употребление — сверхъестественное зачатие.
Почему же тезис о чудесном зачатии так важен для многих в христианстве? Большинство, опять же, не задумываясь, скажет что если бы не было сверхъестественного зачатия, то не было бы божественного Христа: грех бы вошел в «рождаемое святое». Данное утверждение не является «непорочным», так скажем. Почему в Иисуса не перешла греховность его матери — Марии? Может быть сама Мария была безгрешной и святой и так же зачатой чудесным образом? Может быть она была таким же божеством, спустившимся на землю? Это — одно из решений данной головоломки. А что если кто-то из людей был бы рожден от Святого Духа и от земной матери — он тоже был бы безгрешным? Я сомневаюсь. Есть более простое и соответствующее Библии объяснение: Бог просто не захотел никакой передачи греха от обычной женщины Марии по наследству Иисусу. Безгрешность Иисуса не зависит от сверхъестественного зачатия. Как известно, Бог есть дух, Его власть над материей абсолютна. Он может удалить всякий порок из любой формы материи. Поэтому Иисус был безгрешен. Следуя этой логике, Бог мог бы удалить всякий грех даже если бы у Мессии были обычные земные родители.
Многие спекулируют на том, какой набор ДНК был у Иисуса. У обычного человека половина генов — от матери, половина — от отца. Факт наличия у Иисуса генов от Марии никто не отрицает даже несмотря на «несовершенство» последних. Почему бы Иисусу не явиться с полным совершенным набором генов, а не наполовину совершенным? Если бы он материализовался в яслях а виде младенца — то вот это было бы настоящим доказательством его божественности! Однако даже с генами Марии Иисус является полноценным богочеловеком. Новозаветное понимание святости связано с действием духа, с преобразованием материального. Фундаментальное понятие в христианстве — рождение свыше — не связано со строением ДНК. Освящение и близость к Богу не зависит от родословной.
Иисус как-то сказал что «плоть не пользует нимало», на современном языке это звучит так: «плоть абсолютно бесполезна» по сравнению с духом. Существует вопрос почему апостол Павел ни разу не упомянул факт сверхъестественного зачатия Иисуса в своих богословских построениях. Тот же вопрос можно задать и в отношении книги Деяний: почему никто об этом там не упоминает? Ответом на него является то, что это не важно — как родился Иисус. Как бы он не родился — он Сын Божий, навсегда изменивший жизнь всего человечества. Павел, указывая на превосходство духовного над материальным, говорит что «если и знали Христа во плоти — то ныне уже не знаем», то есть Христос, как и Бог — является духовным существом без всякого признака приземленного «генетического превосходства» над остальными. Учение о сверхъестественном зачатии является второстепенным по отношению к настоящему центру Евангелия — рождению от духа с помощью веры. Если выставить его на первый план, то появятся многочисленные вопросы, на которые даются невнятные ответы. Я убежден, что рассказ о Евангелии Иисуса Христа неверующим не стоит начинать с «непорочного зачатия», связанного с человеческой плотью. Лучше начать с того, что в любой момент человек может испытать духовное рождение. Ведь «дух животворит, а плоть не пользует нимало».