Несчастный случай
Сентябрь 19, 2011Вера Ивановна пошла выносить мусор. Она осторожно спустилась по лестнице со второго этажа, с усилием открыла тяжелую металлическую дверь на улицу и шагнула в сумерки зимнего вечера. Морозный воздух заставлял ее придерживать одной рукой полы не застегнутой куртки и постоянно поправлять теплый платок на голове. В другой руке она держала целлофановый пакет с мусором. Все получилось слишком быстро. Под тонким слоем снега оказался хорошо укатанный лед, ее правая нога поехала по нему в сторону. Вера Ивановна упала на левое колено и уперлась рукой в холодный снег. Однако ее грузное тело повело ее по инерции вправо и сухожилия не выдержали: она ощутила невыносимую боль в правой ноге и закричала на весь двор. Сидя на снегу посреди вывалившегося из мешка мусора, со слезами на глазах она стонала: «Господи, за что ты меня наказал???». И только звезды все так же холодно взирали на нее со своей недоступной высоты.
Кто же ее наказал? Бог? Дьявол? Или она сама себя наказала? Кто ответит на вопрос что стоит за несчастными случаями, происходящими в наших жизнях? По крайней мере один пример несчастного случая мы встречаем в учении Иисуса Христа: в Евангелии от Луки, тринадцатая глава. По приказу Понтия Пилата в Иерусалиме стали строить водопровод. Часть этого древнего водопровода длиной около тринадцати километров откопали в Иерусалиме год назад. Он представлял собой каменный туннель шириной около полметра и высотой около полтора метра. Археологи нашли и фундамент квадратного сооружения с теоретической высотой около 10 метров возле этого водопровода — бывшую Силоамскую башню. Судя по всему, когда рабочие прокладывали туннель под землей возле нее, эта древняя башня внезапно обрушилась, похоронив под обломками 18 человек. Разумеется, подобная смерть не может не шокировать. «Возможно, эти люди согрешили перед Всевышним» — решил Иерусалим.
Действительно, строительство водопровода было связано с религиозным скандалом. Понтий Пилат решил что за прокладку водопровода должна платить храмовая казна. То есть, деньги, посвященные Богу, должны были пойти на «социальные нужды». Конечно же, евреи возражали против такого решения римского сановника. Рабочие, как выходило, присваивали деньги из храма. В городе вспыхнули беспорядки. В них наиболее активными были евреи из Галилеи. В один из дней Понтий Пилат приказал своим солдатам переодеться и смешаться с толпой в храме во дворе для язычников (место всех митингов и обсуждений) и при беспорядках начинать убивать всех недовольных. Так получилось, что пришедших в храм принести жертвы за свои грехи, галилеян заставили принести в жертву свою собственную кровь. Если Бог наказал рабочих за деньги из храма, то за что были наказаны благочестивые иудеи, павшие от мечей римлян? Может быть, и они не были достойны, были запятнаны грехом? Иисус отвечает на этот вопрос: не более чем остальные в Иерусалиме. Более того: и погибшие рабочие были не самыми страшными грешниками в Иерусалиме.
В чем же тут дело? Вывод напрашивается сам собой: виноват несчастный случай и Бог тут не причем. Если несчастный случай всему виной, то почему Иисус говорит далее что «если не покаетесь, то все так же погибнете»? Эти слова ни в коем случае не противоречат сказанному Иисусом ранее: что невинные становятся иногда жертвами несчастных случаев. Дело в том, что его слова обращены к еврейской нации: Иисус предупреждает евреев о грозящей опасности со стороны римлян, не более того. Если евреи не покаются в своем жестокосердии, религиозном фанатизме и нетерпимости, то придут римляне, разрушат город и прольют кровь жителей Иерусалима. Практически все в природе и социальной жизни подчинено естественным законам. Никто не был виноват в том, что Силоамская башня стала ветхой и неустойчивой. Ее обрушение было неизбежным. Неизбежными были войны и разрушение Иерусалима римлянами: римская империя не могла себе позволить терпеть бесконечные бунты в Иудее. Об естественном ходе событий и законах природы говорит Иисус далее в притче о бесплодной смоковнице.
Удивительно, как часто эту притчу толкуют именно как уничтожение Богом человека из-за его грехов. Однако дело в том, что Иисус слишком часто говорил о том, что «Небесный Отец никого не судит». На земле живут праведные и неправедные, в несчастных случаях страдают как праведные, так и неправедные. Есть и другие указания на то, что толкование этой притчи в данном духе — вне контекста учения Христа. Хозяин приходит в виноградник смотреть на свою смоковницу — есть ли на ней плоды. Не видя их, он говорит виноградарю «сруби ее». Виноградарь же уговаривает не делать этого и обещает обкопать и удобрить почву вокруг дерева, чтобы плоды появились. Кто такой хозяин виноградника? Это не Бог, потому что Бог знает, как создать все условия для плодоношения. Кроме того, Бог видит наперед, может ли дерево плодоносить. Более мудрым и знающим предстает в этой притче виноградарь, который останавливает неопытного хозяина дерева, решающего проблемы с помощью топора. Хозяин смоковницы очень похож на человека, а виноградарь — на Иисуса, приносящего в жизнь благодать. Дерево же похоже на человеческую жизнь, в которой человек не находит радости. Естественные законы нашего мира привносят в нашу жизнь не только несчастные случаи. Если знать как, то можно добиться с помощью закономерностей блага для себя и окружающих.
Многие обвиняют Бога в том, что Он практически никогда не нарушает естественного хода развития событий и допускает различные природные бедствия. Однако на самом деле процент вероятности несчастного случая в жизни человека — весьма мал. И насколько огромны возможности для того, чтобы изменять мир к лучшему! Обкопайте, удобрите почву дерева вашей жизни! Не рубите его с поспешностью, подождите как минимум еще один год. Когда мы станем старыми, то вполне возможно, что наше тело станет дряхлым и мы где-нибудь упадем и что-нибудь себе поломаем: это естественно и закономерно. Однако до того момента, может быть, еще очень долго жить. Вполне возможно успеть использовать закономерности нашего мира для того, чтобы, когда несчастный случай придет к нам, не сожалеть о прожитых годах и содеянных делах.