Прогресс или эсхатология?
Июнь 16, 2011Прогресс и христианская эсхатология — два понятия, которые теоретически пока несовместимы друг с другом. Главный парадокс в сознания христианина из благополучной страны (такой как Америка) рождается из сопоставления того, что он видит вокруг себя и верой в то, что все это скоро будет уничтожено как то, что не имеет право существовать. Что видит вокруг себя такой христианин? Комфортные автомобили, медицинское обслуживание, бытовые удобства, возможность ездить на отдых и получать удовольствие от различных «негреховных» развлечений, социальная защита. Он видит что большинство людей вежливы, в обществе так или иначе имеет место мораль. Если христианин держится вдалеке от разврата и непотребств буйной части общества, он вполне может прожить тихую и благочестивую жизнь. Разумеется, в жизни происходят беды и неприятности, однако по большей части цивилизация дает возможность пройти по жизни комфортно и без страданий.
Так почему же научный и социальный прогресс цивилизации — это нечто злое? Во-первых многие говорят что никакого прогресса нет. Разумеется, с духовной точки зрения: «человек остался прежним грешником». Разумеется грех никуда не ушел. Однако, сравнение с укладом жизни древних людей говорит о том что в прошлом люди делали много такого, что не позволяют себе в наше время. Например в ранней римской империи муж имел право убить за измену не только свою жену, но и ее любовника. Этот обычай еще сохранился на востоке. Блуд был и остался. Однако можно ли сказать что сейчас общество, например, западной Европы, оставит безнаказанным то, что было вполне приемлемым в древности? Или например рабство. Раб долгие века не считался собственно человеком. Современное общество не приемлет идеи рабства как такового. Не говорит ли это что дела стали немного лучше? Более того, в еще более глубокой древности пленников съедали, замучивали до смерти, натравливали друг на друга, приносили в жертву духам, так что даже рабовладение было значительным прогрессом по сравнению с массовым убийством и каннибализмом. Какая социальная среда более расположена ко греху? Современная, с ее юридической системой защиты прав человека или древняя, когда царь или человек с оружием имел право делать все что захочет? Я намеренно не беру в расчет интеллектуальный и научно-технический прогресс человечества. Почему же ортодоксальные христиане убеждены что ситуация становится все хуже и хуже по всем параметрам, что служит верным признаком уничтожения мира?
Некоторые считают что регресса как такового нет, однако и прогресса тоже нет. Все остается на одном уровне. Например, какая разница — умер ты от эпидемии чумы в средневековой Европе или умер от ожирения, вызванного фэст-фудом? Да, говорят они, в прошлом продолжительность жизни была не большой, однако пища была органической и натуральной, в отличие от сегодняшней. Пусть не было научных изобретений, однако была чистая природа. Подобные аргументы вызывают во мне откровенный смех. Когда-то в средневековом Париже помои и нечистоты выливали из окон прямо на улицы, по которым потоком устремлялись в городские низины, так что во время дождя по улицам было невозможно пройти или даже проехать на лошади. Любителям органики я бы предложил пожить в то замечательное время. Насладиться, так сказать, природой без всякого бремени санитарии, побродить в ботфортах или без них по улицам Парижа и заодно улучшить свою духовность.
Главная проблема противоречия прогресса и эсхатологии, какая она сейчас есть, состоит в том что человечество, увеличиваясь в численности и не слишком стремясь в церкви (чаще даже наоборот — убегая оттуда) и, кажется, погрязая в грехах, улучшает свою жизнь, а не ухудшает ее! Это действительно трудно принять. Для атеистов это служит «доказательством» того, что Бога нет. Для христиан, ждущих второго пришествия, это причина разочарования. Многие поколения христиан не представляют настоящей духовной жизни без страданий. Признать прогресс, признать тот факт что борьба с миром не только не усиливается, но даже ослабевает — как же тогда следовать за Христом? Если мир становится лучше — Бог не может гневаться на него все сильнее. Другая версия конца мира состоит в том что конец придет внезапно даже если все на земле будет становиться лучше. Антихрист сделает планету процветающей, все отвернувшееся от Бога человечество будет купаться в довольстве без всякого принуждения и насилия со стороны Антихриста до самого внезапного уничтожения. Эта версия конца укрепла позиции в двадцатом веке как ответ на исчезновение страданий в странах Европы и Америки. Кроме того что тот, кто пришел «украсть, убить и погубить» не может приносить благо по определению, эта теория содержит идею что царство Антихриста, врага жизни и всякой правды, может быть успешным и процветающим, что явно утопично.
Истина, на мой взгляд, состоит в том что, с одной стороны, Бог, как Творец и любящий Отец, заботится о нашем мире для того, чтобы как можно большее количество поколений могло сделать осознанный выбор и прийти к вере в Него. Так что социальный и технический прогресс может способствовать духовному рождению, а не только препятствовать ему. Библия часто сравнивает человечество с виноградником. Опытный садовник заставляет лозу приносить плод до тех пор пока лоза способна приносить плод — до самой ее старости. Зачем внезапно вырубать виноградник? Увеличивающемуся в количестве человечеству необходимы технологии, информация и промышленность даже если все это потенциально опасно. Все на свете потенциально опасно. С другой стороны многие забывают что Царство Божье уже две тысячи лет как пришло на землю. Учение Иисуса не требовало необходимости уничтожения нашего мира для спасения души: самое главное по Его словам — это вера и действие Духа. Пребывание во Христе позволяет наслаждаться жизнью и процветанием общества как угодно долго без ущерба духовности. Хоть до второго пришествия вне зависимости когда и как именно оно произойдет. Если прогресс в социальной и научной жизни приносит человечеству добро, христианин должен не только препятствовать ему — он должен помогать ему.