Поскольку являюсь христианином, практикующим глубокую молитву, и, соответственно, близким к духовному миру, могу рассказать о религиозном трансе исходя из личного опыта. Сам в этом трансе не один раз пребывал. Что это такое и как в это состояние войти? Христианство предлагает доступ к высоким религиозным переживаниям без каких-либо дыхательных гимнастик, психотропных веществ и тому подобного. Необходимо лишь одно условие: вера. Вера как в существование “потустороннего”, нематериального мира, так и в его таинственного единоличного властителя – Бога. Религиозный транс, экстаз переживается во время умственного и эмоционального обращения в нематериальный мир и непосредственно к Богу.
Разумеется, желающим неплохо было бы получить хотя бы минимальные знания о Боге из Библии – что Бог есть личность, что Он желает человеку только блага и так далее. Однако я верю в то, что обращение к Богу может быть достаточно эффективным даже при отсутствии подобных знаний. В начале моего духовного пути так и произошло – я попытался пообщаться в молитве с Богом практически не будучи знакомым с Библией. Я получил тогда достаточно весомое доказательство существования духовных сил, и с того времени решительно настроился на вхождение в круг верующих. Та моя первая молитва дала мне лишь мгновение необычного и очень приятного чувства “зависания” где-то на большой духовной высоте, в другом мире, чего я никогда до этого не переживал. Разумеется, мне захотелось еще: я был молод и любопытен.
Следующей ступенью, ведущей к более глубокому трансу было регулярное чтение Библии. Были дни, когда я читал ее с утра до вечера. По мере того, как разум справлялся с новой информацией, моя молитва усложнялась, я начал говорить с Богом и “высшими силами” уже более уверенно. На этом отрезке пути я открыл для себя “интеллектуальный” транс, возникающем при предельно сконцентрированном чтении Библии. Когда читаешь, например, послания апостола Павла, разум начинает видеть что-то между строк, рождается ощущение твоего присутствия в разуме Павла, в его внутренних переживаниях. Ну а переживания Павла ведут к Богу.
Следующая ступень на этом пути – долгая, опять же предельно сконцентрированная молитва в одиночестве. Для меня это была часовая утренняя молитва, после которой я чувствовал необычную бодрость в течение всего дня. В этих молитвах я просто говорил с Богом: рассказывал Ему о своих страхах, переживаниях, заботах, просил о чем-то, просто думал “вслух” в невидимом присутствии Бога. Сам транс или необычайно приятное ощущение возникало в случае ощущения того, что Бог тебя слышит. К тому времени я уже четко осознал, что присутствие Бога рядом связано с абсолютной силой, радостью, разумом и так далее со всеми возможными абсолютами. К сожалению, подобый стиль жизни стал быстро отдалять меня от близких и друзей. Меня перестали интересовать бытовые радости и заботы, их стала раздражать моя молчаливость, постоянное чтение Библии. В один момент они даже подумали, что я начал сходить с ума. На самом деле я не только был разочарован их непониманием, но более всего был увлечен ощущением “полета”, наслаждения своимим внутренними переживаниями. Я могу с убежденностью сказать, что эти чувства были вполне сопоставимы с действием слабых наркотиков, причем без всяких побочных явлений. Хотя нет, побочные явления все же появились – я стал переутомляться, исчерпал свои ресурсы. Более того, в своем желании получить свою порцию радости, я стал “генерировать” ложный транс. Я отлично понимаю религиозных сектантов и фанатиков, которые, подобно наркоманам, хотят вновь и вновь испытывать духовное переживание, когда-то изменившее их жизнь. Понял, остановился. Стал делать перерывы, оставил утренние молитвы и долгие чтения, стал возвращаться к обыденной жизни. Но даже после того, как я “сдался”, перестал искать свой транс, время от времени он сам ко мне возвращался. Внезапно, при просмотре хорошего фильма, при прослушивании музыки – я на пару минут улетал туда, где был Бог, я слышал как Он мне что-то говорил. Никогда в жизни не забуду эти мгновения.
В один из этих моментов я понял, что Бог не слишком одобрял мою фанатичность. Он хотел чтобы я нашел баланс между своей бытовой и духовной жизнью. Я так и сделал. За несколько лет моего внутреннего затворничства я избавился от многих моих вредных привычек, выработал работоспособность и целеустремленность. Решил несколько важных проблем в своей жизни, добился кое-каких достижений в социальной жизни. Даже записал диск с песнями. Впрочем, по сравнению с тем, что я переживал в своих духовных видениях, ничто в сравнение не идет. Со временем я понял, что то, что я ошибочно называл духовным экстазом, на самом деле дает силу жить. Когда исчезают ориентиры, рушатся надежды, больно от болезней и личных трагедий, я всегда возвращаюсь в свое уединение чтобы получить силу. В общем, ей я и живу. Но чтобы осуществить на практике известный лозунг “да пребудет с тобой сила”, необходимо одно условие. Как известно, если человек что-то по-настоящему любит, то ему этого всегда мало. Надо идти дальше и брать больше. Это как угольная шахта – хочешь угля – копай глубже и глубже. Если исчерпал все ресурсы в одном месте – иди ищи другое. Это путь всех подвижников. И наркоманов тоже. Постоянный и устойчивый духовный транс, подобный параллельной жизни в своем сознании, надо поддерживать.
В нашей жизни нет идеальной формулы для силы и жизни. Их много, и они как ступени, ведущие неизвестно куда. Хотя чего же это я – известно, куда они ведут: туда, к Богу. И если человек “проглатывает” одну за одной эти пилюли, то он кардинально и достаточно быстро меняется. “Правильный” религиозный транс, как измененное состояние сознания, не существует просто для наслаждения. Это дорога человеческого развития, ведущая к все более и более совершенным формам существования.Это общение с Духом. И, как в известном произведении Ричарда Баха “Чайка по имени Ливингстон”, предела развития, какой-то границы впереди не видно. Бог зовет в бесконечность. Возможно некоторые возразят: зачем все эти трансы, зачем человеку вся эта бесконечность? Дело в том, что человек смертен, и наша планета – всего лишь временное пристанище, тогда как то, что мы называем “потусторонним” миром является вечным домом; а наш разумный религиозный транс, как трансформация сознания – является дверью, ведущей в этот дом. Когда-то наступят те времена, когда человечество будет ставить метафизические, духовные эксперименты, наподобие экспериментам в науке, чтобы по достоинству оценить идеальный религиозный транс. Я уверен, что результаты не только не уступят, но и превзойдут достижения научного прогресса.