Не многие осознают, что Библия содрежит идею критики к самой себе. К примеру, Иисус на страницах Евангелий в Новом Завете говорил, что заповедь о разводе была дана Моисеем в Ветхом Завете по необходимости: из-за жестокосердия древних евреев. Однако эта заповедь не отражает вечную истину, божественный неизменный миропорядок. Следовательно, даже на этом единичном примере видно, что написанное в Библии вовсе не является чем-то абсолютно безошибочным и непогрешимым. Сам Иисус провозгласил это.
Являются ли безошибочными и непогрешимыми письма апостола Павла и все его идеи? Общепринятый ответ на этот вопрос состоит в следующем: сошествие Святого Духа открыло понимание людей, и следовательно письма Павла есть откровение Святого Духа даже если сам Иисус не упоминал ничего подобного в своем личном учении. Слабость аргумента о “продолжающемся откровении Святого Духа каждому человеку” заключается в том, что если Бог дал новое откровение Павлу, то почему каждый возрожденный христианин не может претендовать на новые откровения Святого Духа? На самом деле, история христианства содержит множество примеров того, как люди дерзают объявить себя одаренными новым “Словом Бога” от Святого Духа. И проблема в том, что если бы общество дерзнуло вставить сочинения какого-либо Йонги Чо в Библию, то, наиболее вероятно, человечество уверовало бы и в его сочинения, поставив их на одну ступень с Павлом и Христом. Разбирали бы тексты, систематизировали и применяли бы в жизни.
Все попытки христианского сообщества объединить и гармонизировать все содержание Библии упираются в неразрешимые противоречия. К примеру, отношение к свинине. В зависимости от личных воззрений, верующий вынужден либо брать за основу Ветхий Завет, где это мясо запрещено, либо учение Иисуса, который говорил что ничто, никакая еда, духовно не оскверняют человека кроме его плохих мыслей. Для христиан наиболее логично взять за точку отсчета, за “начало координат” слова и учение Иисуса Христа и затем использовать Его идеи как мерило для всего содержания Библии, включая как Ветхиий Завет, так и письма Павла. Идеи Христа несомненно приведут к принятию некоторых и отрицанию других устаревших или неверных идей в Библии. Однако так и задумано в учении Иисуса, который, повторимся, лично заложил идею критики некоторых (разумеется не всех) идей и утверждений Библии. Он их лично либо откорректировал, либо дополнил, либо отверг.
Вполне консервативное, благочестивое и разумное предложение взять за основу только личное учение Иисуса, однако, встречает нежелание и сопротивление многих христиан. Дело в том, что книги Нового Завета в массовом сознании слились воедино. Учение Павла и учение Иисуса было интегрировано в одно целое и многие поколения не видят никакой разницы в двух этих учениях. Хотя различия, несомненно, есть. Для примера возьмем идею Павла о некоей (духовной, психологической?) “смерти” верующего со Христом, или “сораспятии” с Ним в некоторых случаях. Вот несколько упоминаний подобной смерти в письмах Павла:
Рим 6:2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Рим 6:8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
Рим 7:4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
2Кор 5:14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
Кол 2:20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
Кол 3:3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
2Тим 2:11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
Как мы видим, Павел использует идею некоей таинственной смерти христианина для греха, для Моисеева закона, для стихий мира и так далее. Христианин, согласно Павлу, словно “ходячий мертвец” должен жить уже в иных пространствах и мирах, нежели среди земной суеты. В это трудно поверить, но учение Иисуса с этой точки зрения более реалистичное и жизнерадостное! Давайте вкратце рассмотрим что Иисус говорил о следовании Ему и как упоминал эту таинственную смерть при жизни.
Иисус говорил своим близким ученикам “отвергнуть свою жизнь, взять крест” и последовать за Иисусом. Однако, он не требовал этого от каждого. Если христианин не имеет духовных средств, чтобы “построить башню” или не может оставить родителей – он имеет право жить обычной жизнью и сохранять свою веру в Иисуса! Вопрос вечной жизни в учении Иисуса не связан с необходимостью умереть на кресте. Как мы помним, богатому юноше, который верил в Иисуса и соблюдал необходимые заповеди, Иисус обещал вечную жизнь, даже если тот не мог расстаться со своим состоянием ради Иисуса. В учении Иисуса главную роль играет духовное возрастание в единстве с Духом Бога, которое приводит к вытеснению греха и принесению “духовных плодов”. И это духовное единство с Богом лучше назвать “жизнью” во всех отношениях, нежели “смертью”. Кроме того, Иисус в своем учении упоминал о различных материальных препятствиях в жизни “духовного растения”: плохую почву, сорняки и так далее. Учение Иисуса несомненно более полное, объемное нежели единичные наставления Павла.
Иисус упоминал смерть семени в почве: “если семя упавшее в землю, не умрет, то не даст плода”. Однако в контексте той беседы с греками в Иерусалиме, Иисус говорил, прежде всего, о самом Себе. Судя по всему Павел, зная обо всем этом, повел мысль дальше: “если надо следовать за Иисусом, то наверное надо последовать за Ним на крест, быть готовым сораспяться Ему”. Заметим, эта идея появляется у Павла через несколько лет после начала его личного служения. И только у него. Подобная смелая решимость Павла, вероятно, связана с его личностными, персональными качествами и способностями. Он действительно, в силу разных личных причин, был готов умереть ради Иисуса! Может быть, Павел чувствовал огромную тяжесть вины за погубленных им первых христиан. Павел словно представляет себя на кресте, словно ощущает себя неспособным двигаться, неспособным грешить, будучи прибитым гвоздями. Павел в своих письмах и проповедях советовал верующим именно подобный подход в борьбе с грехом и соблазнами этого мира. Потому что это работало для него лично! Но проблема в том, что если нечто работает для вас лично, не всегда работает для других. Павел был аскетом и подвижником, энергичным и устремленным. Большинство людей, как учил Иисус, это, скорее, “растения на грядке”.
Очевидно, что письма Павла, его богословие – это не новое откровение, это лишь его личная интерпретация учения Иисуса, его персональное понимание Евангелия Царства Божьего, спасения и освящения. Он прав там, где повторяет идеи Иисуса и не всегда прав там, где делает личные выводы и добавляет свое мнение. К примеру, совершенно неудачным мнением был совет Павла не жениться и не выходить замуж ввиду, якобы, скорого прихода Иисуса. У Павла можно найти великолепные и абсолютно истинные с точки зрения учения Иисуса слова наподобие “Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе”. Ценность писем Павла состоит в том, что мы видим искреннюю интерпретацию учения Иисуса бывшим иудеем, представителем той эпохи, который никогда не следовал за Иисусом и не слышал Его лично.
Ну а пока христиане продолжают утверждать совершенно немыслимые вещи, наподобие того, что “притчи Иисуса были на грубом уровне, а Павел все ясно объяснил”. Или что Павел был посланником Иисуса, “Мессией #2”, или даже “Христом #2” (!!!) который, якобы, дополнил откровение Иисуса и изложил его лучше, чем сам Иисус. Уверен, что Павел приходит на небе в ужас, когда слышит подобные заявления. Наша проблема в том, что мы плохо понимаем абсолютно полное и совершенное учение Иисуса, однако лучше понимаем упрощенное толкование Евангелия апостола Павла. Именно поэтому многие ошибочно ставят обычного человека Павла и вечного Сына Бога Иисуса на одну ступень. Добавим сюда нежелание видеть противоречия в Библии и неумение выстраивать приоритеты в согласии с абсолютно безошибочным откровением Бога: в лице Иисуса Христа и Его личного учения.