Что является главным в христианстве? Что надо провозглашать в первую очередь? Евангелие? Что мы понимаем под Евангелием? Все содержимое Библии? Символ веры? Установления первых церковных соборов? Учение первых христиан, собиравшихся в пещерах? А может быть учение Апостолов Иисуса? На мой взгляд ни одно из данных определений не является истиной в первой инстанции. Лишь учение Иисуса должно считаться абсолютным первоисточником, а все учения начиная с Апостолов – лишь производными от Его учения.
Когда данная мысль овладела мной, я с интересом занялся разбором изречений Иисуса. К моему большому удивлению, самым главным в Евангелии оказалось… Царство Божье. Во всех четырех евангелиях Иисус называет свое учение “Евангелием Царства Божьего”. Оказалось, что искать прежде всего надо Царство Бога, а не прощения грехов или дара вечной жизни. Многие в ответ на это, вероятно, скажут, что формально современное учение о примирении с Богом посредством жертвы Христа никак не противоречит учению о Царстве Бога – прощенный грешник вступает в царство Бога одновременно с рождением свыше. Я соглашусь. Однако почему Иисус сам не учил что прощенный грешник “автоматически” входит в Царство? Почему Его Евангелие начинается с царства Божьего, а наше – с понятий греховности и оправдания? Если то, что мы проповедуем сегодня, в общем совпадает с учением Иисуса, то порядок изложения – нет. Данный факт является очень важным для всех, кто считает себя последователями Иисуса.
Во время Иисуса евреи ждали наступления Царства Божьего. Правда, они понимали его по-разному. Одни считали что это будет политическое царство и потомок Давида взойдет на престол, чтобы силой оружия победить все земные царства того времени. Как верили, столицой мира станет Иерусалим, а иудаизм – госпоствующей религией. И так человечество, наконец, покорится Богу и Израилю. Другие считали что царство будет не человеческим, а божественным. Что мир изменится, трансформируется, духовные силы сметут все зло и наступит золотая эра. Как ни удивительно, наступление Царства Бога было главной темой проповеди Иоанна Крестителя. В этом, вероятно, был один из секретов его популярности в широких кругах общества. Судя по всему, последнее представление о сверхъестественном Царстве Бога до сих пор царит в умах современных христиан. Тогда, как и сейчас, верили в то что перед воцарением Бога произойдут глобальные катастрофы и бедствия.
Иисус, придя, огорчил любителей бедствий и катастроф. Царство, которое Он провозгласил, наступило незримо – в сердцах людей, через ниспровержение зла. Оно объединяло всех людей без различия в расе или национальности, богатых и бедных, свободных и рабов. Он учил что Царство уже наступило – Дух Бога выводил человеческий разум и сердце на новый уровень, оставляя позади “древнего” человека. С этой точки зрения, если Царство Бога действует все активней, то человечеству не нужен “конец света” или установление тотальной политической власти. Бог распространяет свою власть постепенно и неотвратимо посредством проповеди и действия невидимых духовных сил.
Вероятно, хорошим примером что такое Царство Бога для современного человека может служить магнитное поле. Оно невидимо и может покрывать некое пространство. Его можно включить, как было “включено” царство Бога во время Иисуса. Его мощность и воздействие на объекты может расти. Оно может заставлять двигаться предметы внутри себя. Некоторые объекты могут быть невосприимчивыми к магнитному полю. Некоторые предметы могут приобретать или терять магнетизм. Возможно именно такое царство Бога провозгласил Иисус. Царство пришло, и нужна лишь вера чтобы “подключиться” к нему. Нужно усилие чтобы войти в него. Именно эту информацию Иисус считал самой важной.
Разумеется, термин Царство Божье в Новом Завете достаточно широк. Он означает не только сиюминутное действие Бога, но еще и грядущее или вечное царство Бога в духовных измерениях, в вечности. Но Иисус акцентировал внимание именно на “текущем” царстве. И удивительно, что большинство христиан, сотни раз перечитывая Евангелия, понимают под Царством либо грядущую власть Бога, либо власть Бога конкретно в отдельном сердце, разуме человека. Мы перестали верить в царство Божие как силу, охватывающую человеческую цивилизацию, как “постоянное напряжение” духовных сил, ведущую все человечество в нужном направлении.
Современное Евангелие не начинается с упоминания Царства Бога. Оно начинается с понятия греховности человека, необходимости искупления, прощения. После покаяния, как мы верим, мы получаем дар Святого Духа как персональный дар, личный “билет” в вечность, “залог”. Именно в этом смысле, как считается, мы “входим” в царство Бога, хотя это фактически вход Духа Истины в нас. Мы не верим в Царство Бога как в объективную реальность, окружающую нас и пронизывающую материю и пространство. Вероятно, в это поверить труднее чем в обещанное воскресение. С другой стороны, этому учил сам Иисус и об этом стоит серьезно подумать.