Не стоит изображать Иисуса революционером, с красными или иными знаменами, силой ниспровергающим “прогнивший” порядок. Не было ничего такого. Однако, своего рода революция все же имела место. Действительно, за 3 года Иисус вместе с апостолами и учениками не только вплотную подошли к возможной реформации иудаизма (этой реформации, к сожалению, до сих пор так и не случилось) – они создали новое, невероятно эффективное и принципиально новое религиозное течение, захватившее весь мир.
Начало жизни Иисуса было вполне себе эволюционным (в противовес революции): Он под присмотром родителей посещал синагогу по субботам, наверняка учился в еврейской школе, постигая древне-еврейский язык. Возможно, после случая в Иерусалиме в 13 лет, когда Иисус поучаствовал в публичных диспутах, родители всерьез думали о том, чтобы Иисус стал раввином – у Него был талант! К сожалению, через пару десятков лет, мать Иисуса была сильно огорчена во время публичного служения Иисуса: взаимоотношения между ее первенцем и раввинами из Иерусалима не то чтобы не сложились – там имело место стойкое взаимное неприятие, там было идейное и духовное противостояние, которое навсегда отдалило Иисуса от иудаизма того времени. Иисуса, его учеников и всех, кто как-либо сочувствовал новому религиозному движению, отлучили от синагоги наподобие сборщиков налогов и “грешников”. Их гнали так, как будто они были революционерами! И кончилось то противостояние Иисуса и Иерусалима, как мы знаем, публичной казнью Иисуса.
Отход от традиционного иудаизма в словах и делах Иисуса мы видим уже в начале Евангельских повествований. Иоанн Креститель, создавший обряд водного крещения для евреев, на самом деле, воплотил желание многих думающих людей того времени о том, что религия должна быть более человечной, более этичной нежели прохождение по бесконечным кругам всесожжений и жертв в храме и принесения даров Богу. Разумеется, массовое движение Иоанна Крестителя не было одобрено правящей религиозной верхушкой Иерусалима – это было народное движение благочестия, которое было вряд ли возможно интегрировать в иудейскую богословскую систему того времени (Да, тот же лозунг, что и сегодня: “Писание превыше всего”). Иоанн низводил на нет идею что каждый еврей – исключительный человек, сын Авраама, близкий Богу только потому что он еврей. Иоанн учил что и евреи – обычные люди, погрязшие в грехах и нуждающиеся в покаянии. Далеко не все, приходившие к Иоанну на обряд “крещения покаяния” были злостными грешниками. Нет, они просто чувствовали что древние обряды не помогают душе человека, и нации нужно нечто большее.
Как мы знаем, Иисус публично поддержал Иоанна Крестителя – не только словесно, но и на деле – приняв от него это водное крещение, не одобренное раввинами. Ни Иоанн Креститель, ни Иисус не принадлежали к внутреннему кругу иудейских учителей, их попытки что-то изменить в обществе с самого начала были расценены как ересь, попытки “отбить паству” и лишить доходов. В духе самых лучших революционных рассказов, Иоанн и Иисус были вполне готовы к подобному противостоянию: они были готовы заплатить самую высокую цену, и в конечном итоге, сделали это.
В течение трех лет служения мы не видим, чтобы Иисус особо ценил многовековое еврейское “собрание святых” в Иерусалимском Храме и традиции отцов. Более того – мы даже не находим чтобы Иисус “радостно и единодушно”, сообща с единоверцами, приносил жертвы в храме, соблюдал обрядовые установления и тому подобные вещи. Праздники в Иерусалиме Иисус использовал лишь как повод проповедовать большому количеству людей. Все его путешествия по языческим городам вокруг Иудеи вряд ли принесли ему почет и уважение среди “чтущих закон Моисея”. Странствования по стране с группой учеников вряд ли способствовали “святости” с точки зрения иудеев – ведь в незнакомой среде так легко прикоснуться, не ведая того, к оскверненному! Иисус же, на деле, прикасался, например, к “оскверненным” больным, вполне осознанно. Возможно, сегодня бы Его назвали “индивидуалистом”, “диссидентом” или даже революционером от религии.
Иисус понимал святость совершенно иначе нежели иудеи – для него святость обреталась не в торжестве великих праздников, в храме или тишине поста, а в повседневном общении и работе с людьми. Если религия – это “исповедание веры посредством внешних знаков” или “организованное поклонение высшим силам”, то кажется Иисус понимал и религию совершенно иначе! Он не признавал почти никаких “внешних знаков” в поклонении Богу и высшим силам. Для него все это умещалось в задушевную беседу у костра или под тенью дерева, искреннюю молитву и короткую заповедь “возлюби”. В то время как у религиозного человека до сих пор ценится возможность помолиться вместе или публично – Иисус вместо этого… уходил в горы, чтобы молиться наедине. Религиозные люди любят праздники, а Иисус каждый день считал торжественным поводом исполнить на деле волю небесного Отца. Религией Иисуса была система личных норм и ценностей, основанных на вере в Небесного Отца.
В своем публичном служении как “народный пророк” Иисус не стеснялся смело менять все представления о религии. Вот, за ним начала следовать группа женщин, которых Он хотел поставить наравне с мужчинами. Вот в своей проповеди Он говорит, что нет никакой разницы где поклоняться Богу – в храме или в чистом поле. Вот Он внезапно моет ноги свои ученикам, словно мудрый старший брат в группе хиппи, чтобы все почувствовали тепло истинного братства. Открыто говорит что якобы “нечистая” еда не может осквернить человека – его оскверняют собственные злые мысли. Наконец, Он учреждает простой и незамысловатый обряд хлебопреломления – то есть воспоминания Господа, старшего Брата и Учителя во время ужина. Новый обряд, разумеется, не был одобрен Иерусалимским Синодом: они бы пришли в ужас от подобной вольности. Позже христиане сделали этот обряд торжественным, поставили во главу литургий и утренних (!) церковных богослужений, вознесли до вершин богословской мысли. А по сути, это лишь повод друзьям посидеть за столом, душевно пообщаться и повспоминать Иисуса.
Кажется, Иисус не особо любил религию как общественный институт, как “коллективное исповедание веры посредством внешних знаков”, где главное место занимают функционеры, специалисты на зарплате и бюрократы с хорошо подвешенным языком и опытом психологоческой работы с людьми. Он перенес религию в среду простых людей, в дома, и сокровенные беседы “на кухне” – он хотел чтобы Его религия обитала в сердцах и головах каждый день, а не только по религиозным праздникам. И это была революция в созании людей. Хотя, надо признать, с иудаизмом Иисус поступал мудро: Он говорил людям: “поступайте так, как велят вам священники, только не повторяйте их собственных дел”. Иисус пришел не для того, чтобы разрушать религии или воевать с ними, а для того, чтобы принести людям новую, более совершенную веру. Люди же вольны в своем выборе.
Прошло две тысячи лет, а нам до сих пор трудно принять эту религию Иисуса – без внешних знаков, обрядов, церквей и священников. Нам трудно представить христианство без воскресных собраний в торжественных костюмах и платьях, без проповедников, без музыки и торжественных гимнов. Всплеск духовной и интеллектуальной активности первой церкви сменился на традиционализм, были построены теологические системы и влиятельные доктора богословия и архиепископы важно заняли места на подиумах. Революция плавно переродилась в контрреволюцию. И вроде все в христианстве записано, обсуждено и исследовано не один раз, и “ничего нового не будет” – а душа среднестатистического христианина унывает, грустит и спотыкается, понуро идя по жизненному пути. Многое в религии христианства “закатано в бетон” и “закутано в асфальт” религиозной мысли, законсервировано и хранится на “день спасения”. Христианство сделало круг и стало похоже на официальный иудаизм времен Иисуса.
Некоторые скажут в ответ – “а как же мы будем бороться с ересями без централизации, без записанных доктрин и догм? Ведь с нами сейчас нет Иисуса”… Ответ на этот вопрос кроется в том, как понимать религию с точки зрения Иисуса – как организованное поклонение с помощью зафиксированных внешних знаков или как личный духовный децентрализованный опыт общения с Богом и людьми. Ответ очевиден – Иисус совершил духовную революцию в попытке создать одну огромную церковь из всех народов и рас на Земле на основе любви и уважения друг ко другу, где форма поклонения и догматика не имеют особого значения. Пусть тогда эта духовная революция затронула лишь немногих, дело не было завершено по причине неготовности цивилизации – со временем рано или поздно, религия станет другой. Человеческое общество не успокоится пока не найдет идеальную форму религии, которая приносит радость а не разочарование, боль и недоразумения. Поиск будет продолжаться пока не будет найден идеал. И эта идеальная форма религии – религия Иисуса, образец которой мы видим на страницах Евангелия. У нас нет иного пути. Революция Иисуса Христа неизбежна.