Не так давно встретил в христианском секторе Интернета фразу “Полная толерантность – это смерть”. Этот вывод про толерантность сделан на основании медицинского определения “толерантности”. Якобы, толерантность как вялая реакция на чужеродное, приводит к смерти организма. И вот, с чьей-то подачи, даже более образованные на общем фоне протестанты решили, что и в социальной жизни “полная” толерантность – это смерть. Я был несколько шокирован тем, как некоторые христиане, бездумно копируя чьи-то “гениальные” мысли из замусоренных форумов, балансируют на краю разжигания ненависти и потакания самым жутким черносотенным и даже фашистским лозунгам. Не дай Бог, как говорится, принять это выражение за истину.
Во-первых, нельзя переносить закономерности из биологических или медицинских наук в социальную и духовную жизнь. Этим приемом можно пользоваться в литературе для того, чтобы “драматизировать”, однако буквальный перенос – явление абсолютно антинаучное и тотально ошибочное. Во-вторых, толерантность в социальной жизни не имеет почти ничего общего с законами иммунной системы и толерантностью из области трансплантологии.
Понятие толерантности появилось в средневековой Европе, уставшей от бесконечных религиозных войн. Как раз отсутствие толерантности и было самой настоящей смертью для европейских государств, теряющих ежегодно десятки тысяч людей убитыми. Католики и протестанты считали друг друга инородными и несовместимыми. И вот европейская мысль, открывшая свободу совести, пришла к понятию “tolerantia” – правилу “пассивного терпения”, “добровольного перенесения страданий” в совместной жизни христианских конфессий. Иначе говоря, толерантность впервые родилась в виде веротерпимости. И принесла относительный мир на европейский континент.
Со временем понятие толерантности значительно расширилось. На сегодняшний день оно включает в себя не только проблему взаимоотношений христианских конфессий, но и гендерную, расовую и национальную, политическую, межклассовую и так далее проблемы. Для примера: однажды терпимое отношение к женщине тоже назвали “толерантностью”. В один прекрасный день белая раса решила что отношение к “низшим” расам тоже должно быть терпимым, и это тоже назвали толерантностью. И наконец, вот оно, самое ужасное проявление толерантности в последнее время: толерантность по отношению к гомосексуалам. Как выясняется, именно эта разновидность толерантности приравнивается многими к самой смерти.
Понятие толерантность неустойчиво, непонятно, поэтому вокруг него ведутся споры. Самый горячий вопрос – это определение, где находится граница толерантности. До какого предела можно терпеть? Да и нужно ли? Масла в огонь подлили материалисты, утверждающие что толерантность, как активная жизненная позиция, обязана признавать равноправие всех до единого мировоззрений. Для них и ислам, и христианство, и сексуальная культура – все равно. Что, несомненно, вызывает возмущение у верующих. Если толерантность означает предательство своих принципов, то где мое право иметь свободу совести? Достается и демократии, в которой процветает эта “смертоносная” толерантность, которую многие приравнивают к… диктатуре, заставляющей отрекаться от своей веры. Вот такое недоразумение…
Конечно же, демократия не заставляет отрекаться от своего вероисповедания. Толерантность в толковании материалистов и атеистов вовсе не истина в последней инстанции. Однако толпе в стране третьего мира этого не объяснишь. Объяснить это трудно и христианам, поскольку слово “толерантность” не встречается в Библии. А толерантность – это всего лишь мировоззрение, предотвращающее насилие. Иисус Христос ни разу не применил ни единой формы насилия, и вместе с этим, не отрекался от своих взглядов. Значит, если это толерантность, то она заложена в христианстве: “Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Бога. Блаженны милосердные. Блаженны кроткие”.
Вот, например, насколько далеко можно зайти, чтобы “искоренить заразу гомосексуализма”? Можно согнать всех геев в резервации и концлагеря. Можно насильно лечить геев в клиниках. Сажать в тюрьмы или штрафовать их если они только заикнутся кто они такие. Или может, нажать на курок, спасая своих детей от “тлетворного влияния”? Все вышеперечисленное – формы насилия. Все вышеперечисленное – отступление от “духовной”, на уровне понятий и убеждений, проповеди истины. Всякое же насилие “во имя истины” отодвинет истину еще дальше. Война никогда не созидает, она только разрушает. Боюсь, чтобы заново открыть ценность толерантности эпохи Мартина Лютера и Эразма Роттердамского, наша цивилизация должна будет еще раз пройти через религиозные и около-религиозные войны. Так, для наглядности, чтобы отличить смерть от жизни.