Первое впечатление – это создание образа незнакомого человека внутри своего разума в течение буквально нескольких секунд или минут. После этого мы либо отвергаем человека, либо принимаем его. Какое впечатление мог бы произвести на нас Иисус?
Это был тридцатилетний мужчина. Его руки были сильными. Ладони и пальцы были покрытыми многочисленными царапинами и следами заноз, остатками мозолей и потертостей. Он был плотником. Он работал с деревом. Он, возможно, делал столы, телеги и колеса, домашнюю утварь, лодки.
Работа с деревом предполагает силу рук и верхней части туловища. Окидывая Его взглядом, мы увидели бы сильный торс и достаточно широкие плечи. Движения у Него были достаточно быстрые и выверенные. Опрокидывая многочисленные столы менял в храме, Иисус использовал свою физическую силу.
Однако обладание силой очень часто приводит к жесткости и стремлению доминировать. Сильный человек часто желает пустить свою силу в дело. Кажется в Иисусе не было подобной агрессивности. Женщины приносили своих детей чтобы Он помолился о них и возложил на их маленькие головки свои сильные руки, которые были одновременно нежными. Кажется и дети любили Иисуса, они без боязни подходили поговорить и посмотреть на “дядю Иешуа”.
Кажется мы смогли бы оценить и выражение лица Иисуса: труженик, мастер своего дела, но без чувства превосходства по отношению к другим. Целеустремленный взгляд, но и добрая улыбка при виде детей. Сильный, простой и добродушный человек из среднего социального класса того времени.
Вторая деталь, на которую обратили бы внимание многие – Его одежда. Цельный и достаточно дорогой хитон, Удобный и хорошо смотревшийся со стороны. Мы бы оценили вкус Иисуса и Его стиль жизни: работающий человек, который не пренебрегал тем, как Он выглядит. Однако это было далеко до изящества и модности – Иисус с пренебрежением относился к людям в “мягких одеждах из дворцов”. Эстетства не было – было лишь чувство вкуса.
Учитывая отношение Иисуса к детям и всем людям – Он был достаточно обаятельным человеком в лучшем понимании этого слова. Одновременно с простотой в Нем была заметна честность. Нафанаил, искренний еврей, сразу усмотрел в Иисусе это качество – полное отсутствие лукавства. Никакой игры или скрытых мотивов в поведении Иисуса не было. Честность, честность и ничего кроме честности. Открытый взгляд. Готовность сказать все и сразу – и, одновременно, глубокий ум, который не спешит вывалить на человека ненужные эмоции и аргументы. В общем, несмотря на средний возраст, в глазах Иисуса читалась глубокая мудрость, а по рукам и одежде люди видели что Он достаточно неплохо разбирается в реальной жизни.
Для представителя среднего класса, не закончившего ни единого “высшего учебного заведения” раввинов, Иисус обладал неожиданно глубокими знаниями и уникальным видением Закона Моисея и остальных книг еврейских священных писаний. Глядя как Он возражал ученым раввинам и священникам, было видно что этот “сын плотника” с сильными руками и проницательным взглядом, не принадлежит этой “касте учителей закона” до и вообще к “академическому миру”. Подавляющее большинство представителей духовенства не считали Его своим и относились к Нему достаточно высокомерно.
У Иисуса было одно замечательное качество. Он был мастером меткого слова. Мастерами слова в наше время можно считать Невзорова, Шендеровича, Быкова, Задорнова и так далее. Иисус отчасти был похож на оппозиционного к официальной, государственной религии и власти, мастером слова. После Его слов высокомерные фарисеи и профессоры спасались бегством или не решались ничего возразить в ответ. Простой народ собирался толпами чтобы послушать не только Его таинственные притчи, но и то как Он обличает и раскрывает сущность книжников и священников, царей и фарисеев. А когда фарисеи подсылали крючкотворцев, чтобы те нашли повод обвинить Его в нарушении законов, блестящие контр-выпады Иисуса приводили случайных свидетелей таких словесных баталий в полный восторг. Иисус был непобедим в слове!
Однако это интеллектуальное и ораторское превосходство Он не конвертировал во власть над людьми или призывам к насилию. Это были победы здравого смысла над ложью и заблуждением людей, цепляющихся за свою власть. Вместе с этим, нельзя не отметить – Иисус был, выражаясь современными словами, “медиумом” и “экстрасенсом”, который лечил людей и слышал голоса духовного мира. Эта часть Его личности была покрыта завесой тайны: Он открывал Свои секреты лишь ближайшим ученикам. Однако посторонний взгляд все равно отмечал, что Он чрезвычайно уставал и выглядел обессиленным после многих сеансов исцелений, особенно массовых.
Необходимо осознавать, что видя Иисуса (или Иешуа) мы бы увидели основателя и руководителя религиозного культа. Даже сама истина не может существовать без какой-либо организации, то есть религиозного института. Однако это был весьма странный религиозный культ по меркам как того времени, и сегодняшнего времени. Там не было психологических приемов, принятых в сектах для одурманивания людей: не было постоянного бормотания бесконечных молитв, не было торжественных декламаций стихотворений и распеваний особых гимнов в тесных помещениях. Не было стремления к эстетическому состоянию, принуждения к труду или медитации. Не оставил Иисус также особой общинной эстетики или записей. И это весьма странно, поскольку при таком большом успехе проповеди Иисуса, все это могло быстро создать новую еврейскую религию, сместив иудаизм. Но Иисус изначально рассчитывал покорить весь мир, и видимо поэтому старался избегать всех привязок к особым еврейским традициям. Каковой же была “секта Иешуа”? Кажется это была единственная в своем роде религиозная организация, в которой имели значение лишь только две вещи: истина и взаимная любовь. Все остальное было неважно. И если бы мы посмотрели на Иисуса как на руководителя и основателя религиозного движения, мы бы увидели невиданный ни до не после уровень свободы мысли, взаимоуважения и стремление к высочайшим интеллектуальным вершинам. Иисус был выше всех религиозных игр и закономерностей религиозного массового сознания. Даже обряд инициации принадлежал не Ему: Иоанн Креститель и его последовали подарили христианству обряд крещения, необходимый для вступления в организацию.
Сейчас видно, что Иисус не был заинтересован в массовом движении – как руководитель общины, Он был, прежде всего, заинтересован в умных и одаренных людях, которые умели верить и быть открытыми для истины. Он отлично понимал, что горстка таких людей в течение нескольких лет способны изменить всю цивилизацию и ее историю. Иешуа Бен Иосиф был человеком, видящим далекое будущее и делающим свое дело с целью в далекой перспективе. Он, с Его способностями, действительно мог получить весь мир и все что в нем было на тот момент – но Ему это не было нужно. И даже Его смерть на кресте была эффективным рычагом для улучшения и очищения массового сознания!
Распятие стало эффективнейшим брендом всего лишь за несколько десятков лет. Возможно это бренд №1 в истории всей земной цивилизации.Изображения и фигурки распятого Христа стали близкими и дорогими прежде всего для низших слоев населения. Это они страдали и умирали под неконтролируемым гнетом своих хозяев. В распятом и умирающем Иисусе бедняки видели самих себя. И в воскресшем Иисусе они тоже видели себя – как людей, которых Бог возвысил и наградил за их труд и страдание. В древности жизнь людей привела бы нас сейчас, если бы мы ее видели, в состояние шока и депрессию. Иисус искусно направил внимание массового сознания на проблему несправедливого страдания, Он стал дорог сердцам миллионов людей именно поэтому. Однако подобное понимание Иисуса и Его личности, очевидно, далеко от полноты. Мало лишь только плакать, глядя на фигурку распятия от осознания несправедливости нашего мира. Для спасения души, согласно учению самого Иисуса, надо познакомиться с Ним поближе. Время когда можно было постоянно страдать и плакать от отчаяния, кажется, постепенно уходит в прошлое – психологическое значение креста тоже постепенно ослабевает. Но хорошая новость в том, что мы постепенно становимся готовыми лучше познакомиться с Иисусом и Его учением так, как Он его излагал. Как именно это будет происходить – покажет время.